Продолжение материала Егора ВАСИЛЬЕВА о рисках закредитованности в Казахстане и путях решения проблемы. Начало читайте здесь.
В период пандемии коронавируса изменился характер целей получения потребкредитов – так, кредиты берутся уже не для приобретения бытовой техники, а для выживания.
«Низкая оплата труда и отсутствие возможности что-то заработать толкает население брать в кредит продукты питания, для меня это страшно, – считает мажилисвумен Ирина Смирнова. – У нас в Казахстане есть закредитованное население, которое десятилетиями не может выехать за пределы страны, не может открыть кредитные карточки. Также они не могут участвовать в госпрограммах – они отрезаны от очень многих возможностей».
Шымкент и Петропавловск – под угрозой?
Если наложить соотношение средней заработной платы на объем кредитов, взятых физическими лицами в том или ином регионе Казахстана, то зоной повышенного кредитного риска оказывается Шымкент: при средней заработной плате в 162 тысячи тенге шымкентцы по состоянию на 1 августа имели задолженность перед банками в 22 миллиарда 060 миллионов тенге. Это четвертый по величине показатель в стране, больший объем займов зафиксирован только в Алматы (76 миллиарда 733 миллиона), в Нур-Султане (29 миллиардов 239 миллионов) и в Карагандинской области (23 миллиарда 472 миллиона тенге).
Вызывает опасение и платежеспособность областного центра Северо-Казахстанской области, Петропавловска: здесь задолженность населения перед банками составляет почти 5 миллиардов тенге при самом низком уровне доходов в Казахстане.
Немногим лучше дела и в Восточно-Казахстанской области: при средней зарплате в 185 тысяч тенге задолженность физлиц немногим меньше, чем в столице – почти 20 миллиардов тенге. Остальные регионы вроде бы выдерживают более или менее приемлемое соотношение между доходами и долгами,
Пандемия может стать детонатором кредитного дефолта в Алматы
Мнение о необходимости скорейшего принятия закона о банкротстве физлиц оправданно тем, что в этом году многие казахстанцы не работали порядка трех месяцев из-за ограничительных мер в связи с борьбой с распространением коронавирусной инфекцией. Напомним, что в период действия режима чрезвычайного положения из-за коронавируса и приостановления деятельности предприятий различных форм собственности в Казахстане в марте – мае соцпособие по потере работы в размере 42 тысячи 500 тенге получили свыше 4 миллионов казахстанцев – то есть почти половина из всего трудоспособного населения страны (9 миллионов человек).
Еще 2,3 миллиона человек получили аналогичные выплаты в июле-августе, в период действия локдауна (повторного ужесточения карантинных мер).
То есть от половины до четверти работающего населения получало с середины марта по середину мая и с середины июля до середины августа отнюдь не среднюю, а минимальную заработную плату – и в этой связи их дефолт по кредитным выплатам является вопросом времени.
Сейчас банки предоставляют таким заемщикам отсрочку по платежам по поручению президента – но срок этого моратория истекает в сентябре текущего года. Но смогут ли эти заемщики найти новую работу к этому сроку для восстановления своей платежеспособности – большой вопрос, поскольку малый и средний бизнес страны, где трудоустроены 3 миллиона казахстанцев, по словам экспертов, будет восстанавливаться около года.
«Объемы производства за время карантина резко упали в сферах, где представлены предприятия малого и среднего бизнеса: в сфере общепита – на 53%, в розничной торговле – на 45%, в транспорте – на 37%. И все эти факторы несут в себе потенциальные риски закрытия предприятий, банкротства, судебных разбирательств с банками как предпринимателей, так и их работников», – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов.
Уже диагноз – что грозит бизнесу северной и южной столиц?
Это обстоятельство вводит в зону кредитного риска самые крупные города страны – Алматы и Нур-Султан, которые являются лидерами в Казахстане по количеству предприятий МСБ – из 1,6 миллиона зарегистрированных в республике субъектов малого и среднего предпринимательства 190,2 тысячи приходится на самый крупный мегаполис Казахстана, 134,5 тысячи малых и средних предприятий приходится на Нур-Султан. Также значительное количество субъектов МСБ приходится на Туркестанскую (142 тыс. действующих субъектов малого и среднего предпринимательства), Алматинскую (122,4 тысячи) и Восточно-Казахстанскую (88,9 тысячи) области.
В целом, 51% действующих предприятий МСП приходится на эту пятерку регионов страны, два из которых – Алматы и Нур-Султан – лидируют по количеству выданных населению кредитов. Вплотную к ним по количеству субъектов МСБ (88,3 тысячи) подходит и Карагандинская область, которая занимает третье место по объему выданных населению кредитов, так что наиболее актуальной проблема надувания кредитного пузыря является для центральных и южных регионов Казахстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus