Соседи нужны, соседи важны, но это все-таки соседи. Об этом говорит социолог Есет Есенгараев. Он уверен, что в отношениях с Россией должна доминировать взаимовыгодная кооперация, исключающая политическое объединение.
Политическая интеграция всегда вынужденная
— Есет Жемисбекович, в прессе периодически появляются публикации, что Казахстану «пора объединяться с Россией». С российской стороны идет явное и неявное лоббирование этой идеи. Как, по вашему мнению, должны строиться наши отношения с северным соседом?
— Для начала давайте разберемся, что мы понимаем под интеграцией. Это понятие определяет процессы формирования некой целостности из различных субъектов. Если мы рассмотрим историю этого процесса, обнаружим, что интеграция в целом процесс очень трудный. Даже на уровне одной страны
Ведь образование нации и государств протекало столетиями. Многие народы когда-то, а некоторые и сегодня, все еще разобщены на племена. Были и есть междоусобные конфликты и столкновения.
И современные нации и государства сформировались только в 19-20 веках
Что касается межстрановой интеграции, существуют два вида интеграции – экономическая и политическая.
В мире несколько экономических союзов. Их цель – улучшение межстрановой торговли и экономической кооперации. Дальше они не идут, поэтому нет и причин для конфликтов. Есть только экономические выгоды.
Политические союзы в истории были чаще вынужденными. Антанта, Тройственный союз, Антигитлеровская коалиция были вызваны временной необходимостью. Либо это была интеграция в виде фактического присоединения к более сильному государству.
Сегодня Западная Европа проводит эксперимент по добровольному политическому объединению. Этот процесс протекает не без трудностей, но довольно позитивно. При этом там нет политического диктата больших европейских стран. Управление ротируется из представителей всех членов Евросоюза. И все эти процедуры демократичны и четко прописаны.
А на постсоветском пространстве мы видим, что под риторикой интеграции и общих интересов кроется попытка реализовать присоединение к России бывших советских республик и в первую очередь тех, кто входит в Евразийский союз. В дальнейшем, возможно, амбиции по присоединению возрастут.
Распад СССР – следствие пороков советской системы
— Тогда как вы оцениваете эффективность таких интеграционных объединений как Евразийский экономический союз и Таможенный союз?
— Эти объединения играют вторичную роль. Почти никто из союзников не учитывает их экономическую эффективность. Но при этом Россия постоянно говорит о введении единой валюты. Хотя Казахстан и Беларусь подчеркивают, что она не нужна
Однако с российской стороны регулярно совершаются информационные вбросы, в которых утверждается, что вопрос уже решен. В последние годы российские политики также регулярно пытаются утвердить идею необходимости политической интеграции.
Сторонники политической интеграции с Россией аргументируют тем, что объединенные мы будем более сильными. Постоянно апеллируют к единому народно-экономическому комплексу, который был при Союзе.
«Нам надо его восстановить», «у нас будет общий рынок», «тогда мы были сильными и могучими» и т. д. За всем этим стоят политические установки, проистекающие из постимперского синдрома. А так как эта политика основана на постимперском синдроме, она не поддается рефлексии. За ней стоит желание реванша, без способности рационально осмыслить исторические причины, которые привели к подобной ситуации и последствий для России новой версии территориальной экспансии.
Сторонники политической интеграции под эгидой России неспособны объективно проанализировать причины распада СССР и честно ответить себе на вопросы, почему Союз оказался неэффективным и почему потерпел крах.
Сторонники восстановления Союза рассматривают его распад как причину всех нынешних проблем. При этом они не понимают, что распад СССР стал следствием глубинных пороков советской системы
Пять неудобных вопросов о крушении СССР
Как следствие невозможности объективного анализа, нет ответа и на вопросы.
- Почему вторая по величине экономика мира начала деградировать?
- Почему советские ценности перестали быть значимыми для советских людей?
- Почему через два-три месяца после неудачного путча страна полностью распалась?
- Почему мы пришли к такому финалу, когда были вместе?
- Почему мы должны вдруг стать сильнее сегодня?
Мы ведь были вместе и до революции, и это государство распалось за считанные дни. Русский философ Василий Розанов с горечью констатировал, что «Русь слиняла в два дня».
Такая же участь постигла СССР. А причинами, которые дважды привели к краху, были неспособность освободиться от архаического экспансионизма и построить современные институты
Но те, кто сегодня ратует за восстановление Союза, не имея возможности для объективного осмысления истории, напоминают Бурбонов, которые, как известно, ничему не научились и ничего не простили.
Такая «необучаемость» может иметь очень печальные последствия для всех постсоветских стран, и особенно для самих сторонников архаической экспансии.
Продолжение следует
Правила комментирования
comments powered by Disqus