За три недели до парламентских выборов в Кыргызстане, на волне слухов о возможной дестабилизации ситуации в стране, появились публичные суждения о вхождении Кыргызстана в состав России. Так, председатель кыргызской диаспоры в Москве, экс-посол Кыргызстана в России Раимкул Аттакуров в видеоинтервью порталу «Правда.ру» заявил, что в стране, а также среди диаспоральной общественности, обсуждается возможность вхождения в состав России. Среди аргументов в пользу такого решения предъявляется, во-первых, утверждение об исторической судьбе быть вместе; во-вторых, аргумент общей истории; и, в-третьих, Кыргызстан – как единственная из республик бывшего СССР страна, где русский язык имеет статус государственного, конституционного языка.
Напомним только, что каждый раз, когда в Кыргызстане складывается опасная ситуация общественной деструкции, или даже угроза таковой, воспроизводятся идеи административного вхождения республики в состав России на правах субъекта федерации. Так было в последний раз в 2010 году, когда, на волне тревожных настроений после государственного переворота и кровавых событий на юге республики, ряд политических деятелей попытался инициировать обсуждение идеи вхождения Кыргызстана в состав России.
Из приведенных же экс-послом аргументов в интервью вытекает, пожалуй, только один вывод, если доверять высказанной оценке: в Кыргызстане имеются общественные условия для укрепления союзных отношений со странами ЕАЭС, и Россией прежде всего.
Неслучайно председатель кыргызской диаспоры в Москве подчеркнул наличие подобных настроений среди трудовых мигрантов. Например, пластиковая «карточка евразийца», на манер внутренних паспортов в Кыргызстане, где были отмечены основные сведения для идентификации трудового мигранта, и которая позволяла бы передвигаться и нанимать жилье, получать работу и медицинское обслуживание, вести учет в социальных и пенсионных органах и т.п., могла бы решать массу проблем с устройством сотрудников на территории стран ЕАЭС. И это было бы конкретным решением их проблем.
Однако при чём здесь вхождение в состав России? Почему масса актуальных и важных вопросов подменяется предложением об административном устройстве. И главное – а нужно ли это России и россиянам?
Россия заинтересована в продвижении проектов Евразийского союза, в осуществлении коллективной безопасности, в пошаговом снятии барьеров и препятствий для свободного перемещения рабочей силы, товаров, инвестиций на территориях всех стран, которые входят в экономический союз. Это не означает, что достигать результаты надо непременно через применение административных рычагов и давления на партнеров. При этом, обязательным условием успеха союза является собственное развитие стран-партнеров как суверенных государств, свободно выбирающих данный путь развития, поскольку так выгодно, так исторически сложилось, и взаимоотношения народов стран союза в целом комплементарны.
Можно даже в пределе говорить о единстве, если его понимать как то, что должно сложиться в естественном процессе сближения стран. Это единство в оценках принципиальных вопросов современности, единство в виде союзнических отношений в целях борьбы с общими угрозами, единство в укреплении партнерских связей на путях развития наших стран. Это единство символизируется помощью, которую оказывают друг другу страны. Не менее существенно ценностно-ориентационное единство взглядов на семью, родственные и братские отношения, и Родину.
И в очередной раз возникает вопрос: а при чем тут изменение государственного статуса, и вытекающей из него административной подчиненности? Понятно, что люди могли устать от нерешенности многих внутренних проблем, и даже испытывать упадок энергии и чувство бесперспективности происходящего. Но думать, что кто-то за самих граждан любой страны будет решать их проблемы, это означает вернуться в такие времена, когда это действительно могло происходить, но невозможно прямо сейчас.
Советский союз сложился в условиях становления индустриальной цивилизации с ее командным характером в экономике, кстати это происходило не только в социалистической части мира. Восстановление и развитие страны после мировой и Гражданской войн происходило в условиях внешней угрозы существованию возникших тогда республик, и главное – в условиях жесткого гражданского конфликта внутри общества. Союз выполнил свою миссию по развитию стран и народов, входивших в его состав, что бы там сейчас ни говорили. Модернизация жизни, социально-экономическое и культурное развитие народов Союза было обеспечено той политической структурой.
Иное дело сейчас, при другой общественно-политической ситуации и резких переменах в технологическом укладе, меняющем устройство современных обществ. На этот вызов каждая из стран должна самостоятельно ответить, и найти внутренние ресурсы и резервы национального развития. Конечно, опираясь на помощь и поддержку партнеров, но не лишая себя права на самостоятельность выбора.
Исторически так сложилось, что было время выбора в пользу существования в едином государстве, но наступило время новых самостоятельных государств. И дело национальной элиты заключается в выработке собственных целей для родной страны. А если это будут цели укрепления партнёрства и тесного экономического взаимодействия на благо народов разных стран – то так тому и быть. Но не наоборот.
Сейчас, когда выборы в Жогорку Кенеш в Кыргызстане вышли на завершающий этап, хотелось бы видеть ясные программы политических сил относительно направлений и средств развития страны. За счет чего, и какими ресурсами будут достигаться конкретные цели, в интересах конкретных групп людей в Кыргызстане. Идеи вхождения в Россию уводят в сторону от решения этих конкретных вопросов, подменяя их надеждами на решение в других центрах власти.
Правила комментирования
comments powered by Disqus