После кризиса вызванной коронавирусом встал вопрос об инвестициях в кыргызстанскую экономику. Эксперты на Круглом столе обсудили перспективы кыргызско-российского экономического сотрудничества в условиях новой экономической реальности.
Организатор мероприятия, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир», Игорь Шестаков считает, что потенциальные источники финансирования остались прежними.
- В условиях сложной экономической ситуации, которая была вызвана пандемией и будет продолжать влиять на экономику Кыргызстана именно Кыргызско-Российский фонд развития, а также переводы и инвестиции трудовых мигрантов из России могут сыграть роль подушки безопасности для поддержки и развития социально-экономической ситуации в Кыргызстане.
Особенно это касается регионов республики, где существует острая необходимость создания рабочих мест. В тоже время, драйверами национальной экономики, когда такая стратегическая отрасль как туризм сейчас переживает кризис, может стать сельское хозяйство, - сказал Шестаков.
О роли Российско-Кыргызского Фонда Развития в развитии экономики Кыргызстана рассказал председатель правления РКФР Азиз Алиев.
- За время своей деятельности Фонд продемонстрировал жизнеспособность и чрезвычайную актуальность в развитии экономики республики. Финансирование производится по проектам, имеющим интеграционный эффект в региональном аспекте, а также направленным на стимулирование экспорта. Полагаю, что такой опыт может быть полезен в целях рассмотрения возможности создания подобных институтов развития в других странах как на двусторонней, так и на многосторонней основе, - отметил глава РКФР.
Особенностью структуры экономики КР является большая доля малого и среднего бизнеса, что обусловило некоторую специфику инвестиционно-кредитной деятельности Фонда.
- Наша деятельность осуществляется по двум направлениям. Первое – это предоставление крупных инвестиционных кредитов в рамках прямого и проектного финансирования. И второе – предоставление целевого фондирования финансово-кредитным учреждениям КР для последующего финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в долларах США и в национальной валюте. Это позволяет обеспечить необходимый охват наших потенциальных заемщиков, - пояснил председатель Фонда.
Он добавил, что Фонд на регулярной основе прорабатывает дополнительные антикризисные мероприятия. За текущий год Фонд предложил бизнесу ряд инновационных продуктов.
- Появились кластерные кредитные продукты по мясомолочному направлению, аква-культурам и плодоовощной кластер. Планируем разработать новые продукты по развитию тонкорунного овцеводства, малой гидроэнергетике, медовому кластеру. В настоящее время разрабатывается продукт по туристическому кластеру. Кроме этого, Фонд проводит исследования секторов экономики, выявляет конкурентные преимущества страны, чтобы заинтересовать инвесторов. С целью поддержки предпринимателей, готовых открыть либо расширить производство средств индивидуальной защиты, лекарственных форм и медицинского оборудования, Фондом утвержден новый кредитный продукт на максимально льготных условиях, - поделился глава РКФР.
Продолжил тему его заместитель Олег Кудяков, который подчеркнул, что Российско-Кыргызский Фонд развития, обладая широким мандатом бизнес финансирования, является единственным в Кыргызстане источником долгосрочных инвестиций в корпоративном секторе экономики.
Он сообщил, что общий размер инвестиций, которые фонд вложил в экономику Кыргызстана составил 344 млн долларов, профинансировав 60 крупных проектов и через банки-партнеры 2700 проектов малого и среднего бизнеса. Совокупные активы Фонда за 5 лет выросли с 500 до 580 млн долларов. Доля кредитного портфеля фонда в кредитном портфеле (сроком до 3 лет) всей банковской системы Кыргызстана составляет порядка 25%. Доля долгосрочных кредитов (сроком более 3 лет) возросла с 30,5% в 2015 до 42% в 2019 году. Также фонд повлиял на средневзвешенную ставку банков в заданный период, то есть произошло снижение процентной ставки в иностранной валюте более чем на 5 и в национальной валюте на 4,3 процентных пункта с начала деятельности фонда. Капитал РКФР составил свыше 88% от совокупного капитала банковской системы КР.
- Важен и социально-экономический эффект. Совокупная выручка предприятий составила свыше 735 млн долларов, что составляет около 8,7% всего ВВП Кыргызстана. Было создано 3,4 тысячи рабочих мест. Количество косвенно обеспеченных рабочих мест – 56,8 тысячи. Налоговые отчисления заемщиков фонда составили 77,5 млн долларов что составляет 4,5% от общих налоговых поступлений в государственный бюджет. Объем экспорта по итогам 2019 года в Российскую Федерацию в стоимостном выражении составил 37,7 млн долларов, дав прирост в 34%, а в страны ЕАЭС – 28,5 млн, прирост составил 8%, - сообщил Кудяков.
Эксперт Тамерлан Ибраимов считает работу РКФР успешным примером реализации конкретных проектов, который показывает, что при правильном подходе такого рода структура может заниматься вопросами развития при этом оставаясь прибыльной.
- Первые год-два для РКФР были достаточно проблемными. Средства, которые перечисляла Россия в Кыргызстан лежали мертвым грузом и не работали, но сейчас мы видим, что эти деньги эффективно используются. Многие проекты уже начали возвращать деньги, которые опять запускаются в нашу экономику. Важно, что Фонд начинает больше работать, как институт развития. Т.е. на сегодняшний день «фишкой» РКФР становятся вопросы создания рабочих мест, использования инноваций, выстраивания всех цепочек от производителя до потребителя. И те инвестиции, которые потенциально могут приходить в Кыргызстан из России, нужно направлять через такого рода институты, - подчеркнул эксперт.
По его словам, несмотря на то, что малый им средний бизнес важны для кыргызской экономики, перспективными в плане экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Россией являются крупные инфраструктурные проекты.
- Крупные инфраструктурные проекты будут нести значительный мультипликативный эффект, который будет влиять в том числе и на развитие малого и среднего бизнеса. Сфера, где есть пространство для совместной деятельности – это, например, энергетика. Проекты по верхненарынскому каскаду ГЭС и «Камбарата-1», которые в прежние времена сорвались, никуда не делись и остаются актуальными, - отметил Тамерлан Ибраимов.
Перспективы он видит и в сфере транспортной инфраструктуры.
- Сейчас на повестке дня в Кыргызстане стоят вопросы развития сети железных дорог. Это не только Китай Кыргызстан Узбекистан, это ещё и дорога Кара-Кече, Кочкор, Балыкчы. Компания «Кыргыз Темир Жолу» заявила, что готова приступить к строительству этой дороги, но своими силами этого сделать мы не можем, нужны достаточно крупные инвестиции. Это касается и развития нашего аэропорта и авиасообщения в целом. И я думаю, что Россия могла бы подключиться к этим вопросам, - добавил эксперт.
В свою очередь политолог Андрей Русаков (г. Екатеринбург) выразил сомнения относительно того, что Россию сейчас интересуют крупные инвестиционные проекты.
- При падении цен на нефть Россия тоже оказалась в не самой лучшей экономической ситуации, по предварительным данным российский ВВП потеряет минимум 2%, а строительство таких объектов требует серьезных финансовых вложений, поэтому я не совсем уверен, пойдёт ли Россия на такие колоссальные инфраструктурные инвестиции. Я полагаю, что встречными условиями российской стороны по глобальным инвестициям может стать укрепление и политической интеграции, которая потребует пересмотра разных соглашений, таможенного и валютного законодательства и т.д., то есть более широких вопросов нежели чистая экономика, - поделился мнением эксперт.
По его мнению, Кыргызстану, ввиду не самого положительного инвестиционного имиджа, вряд ли стоит рассчитывать и на частные инвестиции.
- Я знаю много примеров, когда российские бизнесмены инвестировали в экономику Кыргызстана, но потеряли свои деньги, в том числе и по криминальным причинам. Возможно, есть какие-то успешные проекты у крупного бизнеса, но что касается малого и среднего бизнеса, то здесь удачных примеров практически нет. Нужно создавать мотивационные истории успеха, которые будут стимулировать привлечение частных инвестиций в малый и средний бизнес, к сожалению, сейчас таких историй очень и очень мало, - отметил Русаков.
В свою очередь председатель общероссийского Кыргызского Конгресса Марсель Салахунов сообщил о том, что в Москве и Московской области наблюдается большая потребность в приезде трудовых мигрантов из Кыргызстана.
- Наши граждане наиболее адаптированы к российским условиям, практически все знают русский язык. Их охотно принимают на работу. Кыргызские мигранты не должны брать разрешение на работу. По трудовым правам они почти равны гражданам РФ. На российском рынке труда наши мигранты конкурентоспосрбны, не только благодаря преференциям ЕАЭС, но и благодаря знанию языка и ответственному отношению к работе, - подчеркнул Марсель Салахунов.
По его словам, в начале пандемии некоторые силы нагнетали ситуацию, говоря о том, что наши соотечественники, работающие в РФ, остались не у дел, и все они дружно вернутся в Кыргызстан, как только откроются границы.
- Сейчас у кыргызстанцев есть возможность спокойно уехать на родину, но больших потоков мигрантов из России в Кыргызстан пока не наблюдается. Уезжают только те, кому нужно уехать по состоянию здоровья, по личным или семейным причинам. И это естественные процессы, которые происходят постоянно. Конечно, Россия, как и все страны мира, в определенной мере почувствовала влияние пандемии на своей экономике, но сейчас ситуация налаживается, бизнес приходит в себя, открываются предприятия, люди возвращаются к работе. И наши соотечественники, как и раньше, могут зарабатывать и отправлять переводы, и, я бы даже сказал, инвестировать в экономику Кыргызстана, - отметил глава московского отделения ОКК.
О том, что Кыргызстан получает существенные льготы и выгоды, связанные с участием в ЕАЭС, но они не используются в полной мере, рассказал в своем выступлении глава Евразийского аналитического клуба (г. Москва) Никита Мендкович. По его мнению, зачастую существующие возможности используются рядовыми гражданами без поддержки государственных институтов.
- Совокупные денежные поступления, связанные с членством ЕАЭС, включая выросший экспорт товаров и переводы мигрантов, составляют в Кыргызстане более 3 млрд долларов в год. Это многократно превосходит бюджет строительства альтернативной трассы север-юг или строительство 10 000 новых школ. За 4 года рост экспорта в страны ЕАЭС вырос в целом более чем на 150%. Неэффективность расходования данных средств связана с попаданием значительной доли средств в руки теневых дельцов, уходом от налогов с последующим выводом денег за рубеж, - считает эксперт.
Он добавил, что средства, высылаемые на родину трудовым мигрантами, слабо используются для инвестирования в экономику, так как минуют банковскую систему. Более 40% долгосрочных инвестиций финансовых институтов КР приходятся на долю РКФР, а банковские средства часто расходуются на краткосрочные проекты в сфере транзита и услуг, а не реального производства. Эта диспропорция ненормальна.
О том, что для стимулирования и развития промышленного сектора экономики КР необходимо формирование эффективных экономических процессов, изменение основного источника добавленной̆ стоимости и структуры экономики, в своем выступлении рассказал экономист Нургуль Акимова. В этой связи она подчеркнула необходимость развивать регионы в целом и малые города в частности.
- Например, на юге страны расположены 16 из 18 являются малыми городами с населением от 10 до 50 тысяч человек. В связи с прекращением работы многих заводов, неустойчивым положением промышленного сектора занятость, уровень доходов населения в этих городах в настоящее время намного ниже среднестатистических данных по республике, что обусловило значительный миграционный отток населения. Высококвалифицированные инженеры и рабочие, врачи и учителя мигрируют в столицу республики, либо уезжают за пределы страны, - отметила эксперт.
По ее словам, правительство КР представило концепцию развития регионов. В рамках программы планируется направить усилия на развитие 20 пилотных городов, в которых имеется определенная промышленная инфраструктура, на базе которой можно конструировать экономическое развитие.
- Обеспечение высоких темпов развития экономики малых городов юга Кыргызстана, становится важной государственной задачей, имеющей как социально-экономическое, так и политическое значение. Содержание подобных задач должно иметь такие направления, как сохранение производственного и интеллектуального потенциала городов, создание положительного имиджа и бренда каждого города, поиск и привлечение внутренних и внешних инвестиций, улучшение жизнеустройства их населения и др., - резюмирует экономист.
Правила комментирования
comments powered by Disqus