17 сентября правительственная газета «Нейтральный Туркменистан» сообщила о скором открытии первой отечественной IT-площадки, которая будет создана на базе Института телекоммуникаций и информатики. Таким образом власти демонстрируют, что поддерживают высокотехнологичный частный бизнес. Однако источники turkmen.news отмечают, что на практике в этой сфере происходят иные события – совсем не рыночные.
IT-площадку возглавит недавний выпускник Института телекоммуникаций Ягмургулы Гаровов. По версии «Нейтрального Туркменистана», в Ашхабаде появится нечто вроде Кремниевой долины. Там смогут работать представители крупных компаний, студенты и просто граждане, имеющие опыт в разработке программного обеспечения. Также в деятельности площадки задействуют учеников расположенной неподалеку спецшколы №69. Всем резидентам предложат не только рабочие места, но и высокотехнологичное «IT-кафе», зеленую зону и мягкую бескаркасную мебель для отдыха.
Тем временем источники turkmen.news на IT-рынке сообщили о странном собрании для представителей индустрии, которое было проведено 30 июля. Мероприятие в Ашхабаде инициировало Министерство связи (которое сейчас имеет статус агентства «Туркменарагатнашык»), но на нем присутствовали также представители Министерства национальной безопасности. Разработчикам объявили, что отныне они должны будут согласовывать все свои проекты с компанией Imdat.
Иными словами, если какая-то из туркменских IT-компаний захочет разработать некий электронный сервис или приложение, например, для железных дорог или ресторанов, чтобы потом продать эту программу соответствующим компаниям, то ей нужно сначала прийти в Imdat и рассказать о своих планах.
Как именно будет работать схема — бизнесмены за два последующих месяца так и не поняли. Но опасений много: фактически одну из компаний ставят в главенствующее положение, она получает возможность влиять на деятельность конкурентов и, возможно, присваивать их разработки.
В Ашхабаде есть две компании со схожими названиями – Imdat и Imdat Elektronika. Они ведут одинаковую деятельность: продают устройства радиосвязи, камеры наблюдения и прочую подобную технику. На сайте Imdat сообщается, что она работает с 1999 года.
В то же время менеджер по продажам Imdat Elektronika Эзиз Аннаев в интервью в 2019 году заявил: «Наша компания юридически была зарегистрирована в 2011 году. До этого мы выступали под разными другими флагами, поэтому опыт работы в Туркменистане у нашей компании более 25 лет». Может быть, Imdat – один из «флагов», начавший самостоятельное существование? Точной информации по этому поводу нет.
На сайте Imdat имеется список всех руководителей компании. Это две пары «отец и сын» — Александр и Илья Буробины, Александр и Алексей Агабекяны. Все они довольно активны в соцсетях. Алексей Агабекян, например, оказался не только менеджером по продажам Imdat, но еще и «продавцом звезд». Его номер Skype указан в качестве контактного на сайте компании, которая предлагает гражданам Туркменистана заплатить за право дать название одной из регистрируемых Роспатентом звезд.
Руководитель Imdat Elektronika Владислав Сорокин — гораздо более загадочный человек. В открытых источниках есть лишь данные о том, что он возглавляет компанию с 2011 года. Никакой иной информации о нем нет. На всех публичных мероприятиях и в СМИ Imdat Elektronika представляет менеджер Аннаев.
Источник в компании Imdat сказал нам, что они ничего не знают о собрании 30 июля и о согласовании IT-проектов. Он также подчеркнул, что Imdat и Imdat Elektronika никак не связаны. Пообщаться с кем-то из представителей Imdat Elektronika нам не удалось.
Другие источники turkmen.news сообщили, что речь на собрании 30 июля шла об «Imdat, которой руководит Сорокин». Они утверждают также, что долю в этой компании имеет начальник технического отдела МНБ Максат Гельдыев. Также отмечается, что эта фирма имеет монополию на снабжение рациями МНБ, полицию и другие силовые структуры.
Таким образом, сейчас руководители ашхабадских IT-компаний думают вовсе не о том, как начать работу в «туркменской Кремниевой долине». Они пытаются понять – с кем и почему теперь надо согласовывать разработки, идет речь о новом государственном ограничении или о частной инициативе Максата Гельдыева, и о прочих подобных приземленных материях.
Правила комментирования
comments powered by Disqus