Казахи – вольные дети великой степи, промысел зверя и птицы буквально в крови у этого народа. Однако, кочевой образ жизни, научил их жить в особой гармонии с природой, ценить и уважать ее красоту, что и привнесло в это старинное занятие свои ритуалы и традиции.
С давних времен самыми излюбленными видами промысла казахов были традиционная охота с ловчими птицами – саят итравля добычи степными борзыми – тазы.
В условиях суровой кочевой жизни степнякам было уж точно не до излишеств. Видимо, поэтому так бережно относились они к своим верным спутникам – резвому коню, отважному беркуту и горячей борзой.
Особым уважением в народе пользовались опытные ловцы и воспитатели ловчих птиц - «беркутчи». До сих пор в легендах и преданиях живет молва о знаменитых охотниках и их непревзойденных питомцах. Так говорят, что беркут, названный «Сарыкус» («Рыжая птица»), принадлежавший некому Тинею из рода Найман, легко «ходил» не только на лисиц, но и на волков, оленей, маралов. А знаменитый «беркутчи» Жалаир Шора, мог легко определить не только вид, но и возраст ловчей птицы, едва взглянув в вышину.
Опытные ловцы для охотничьих нужд приручали очень разных хищников из семейства пернатых, однако, самым сильным, смелым и умным всегда считался беркут – степной орел, которого казахские охотники до сих пор называют «птичьим богом». Особенно ценен во все времена был орел, обитающий в высокогорьях. Крупное и сильное тело этой птицы покрыто густыми и длинными перьями, грациозную шею венчает сухая змеевидная голова, у птицы мощные прямые плечи, горделивая осанка и горящие, глубоко посаженные глаза.
Совсем нелегко поймать, а потом и приручить этого осторожного и бдительного хищника. Он достаточно смел, сообразителен и силен для того, чтобы дать ощутимый отпор. Укрощение и выучка диких беркутов – занятие непростое и очень опасное, требующее особого терпения, смелости и невероятной выдержки. Зато потом обученный питомец с лихвой вознаградит своего тренера: догонит любую степную живность, сможет перехитрить лису, да и с волком не побоится сразиться.
Обычно на охоту «беркутчи» выходили группой или поодиночке. Прекрасно зная повадки любого степного животного, места его обитания и особенности рациона, охотники заранее предвидели, где зверь может притаиться, откуда напасть, как попытается хитрить, путая след. Охотничий промысел требовал от человека немалого опыта, знаний, храбрости и упорства.
Казахские кочевники – настоящие дети природы, относились к этому занятию не только как к добыче трофеев. Ведь и само слово «саят» объемно и многогранно, оно неизменно объединяет сразу три разных понятия: соревнование, охоту и отдых.
Собственно этим, по сути, и был «салбурын» – коллективная охота, устраивавшаяся как торжественное, праздничное мероприятие.
Руководимые опытными «беркутчи», в «салбурыне» принимали участие «мергены» - меткие стрелки, владельцы борзых - загонщики, многочисленные добровольные помощники, а также музыканты, певцы, сказители народного эпоса и просто люди, желающие повеселиться и знающие толк в хорошей шутке.
Где - нибудь на берегу горной речки, в местности, богатой и птицей и зверьем, ставили большую юрту и начинали шумный праздник, чередуя охотничьи походы с веселым отдыхом, сопровождавшимся песнями, хохмами и байками у костра.
Отправляясь на охотничью вылазку, «беркутчи» облачали ловчих птиц в специальное снаряжение. Однако, завидев потенциальную добычу, с головы одного из орлов сдергивали колпачок и направляли его в сторону убегающей жертвы. Остальные, не мешали и ждали момента, когда наступит срок и они тоже смогут показать охотничье искусство.
Частенько на «салбурыне» устраивали и облавы. Загонщики, расходились по округе и поднимали невероятный шум, громко крича и колотя подручными средствами по звонким предметам. Вспугнутые громкими звуками животные выбегали прямо на «мергенов» и «беркутчи».
Иногда по следу удирающего зверья пускали стремительных гончих – тазы, собаки этой местной породы обладают превосходными охотничьими характеристиками, отличаясь удивительной выносливостью и быстротой.
Следует отметить, что традиционная казахская охота обычно проводилась без ружей, только с ловчими птицами и охотничьими псами, потому эти животные издавна в особом почете у казахского народа. Говорят, что за умелого орла можно было выручить до 10 верблюдов, а хороший тазы стоил до 50 голов скота - практически как калым за невесту.
Сразу после удачного охотничьего похода все участники «салбурына» устраивались по - удобнее у костра и праздновали удачу. Накрывался дастархан, появлялось обильное угощение, заводились звонкие песни, во - всю лилась веселая музыка, раздавались шутки и смех, слышались рассказы бывалых охотников.
Но, наставал черед, и веселье стихало, именно в этот самый момент произносились проникновенные речи во славу искусству «беркутчи», расточались похвалы быстроногим скакунам, мужественным охотничьим псам и гордым ловчим птицам.
Вот что такое настоящий «салбурын» - неповторимое состязание человека с природой, парад мастерства охотников, праздник наслаждения красотой природы и гармонией мира.
Очень отрадно, что традиции предков не забыты и нынешним поколением, охотничий азарт и сегодня бередит душу настоящих казахских мужчин, заставляя возрождать такие красивые виды промысла как «саят» и псовая охота.
Правила комментирования
comments powered by Disqus