При новом карантине больше всех пострадают обычные люди, потому что их никто не слушает. Кризис показал, что нормальных способов коммуникации власти и общества по решению проблем нет.
Главный алматинский санврач Жандарбек Бекшин снова порекомендовал работодателям перевести на «удаленку» как можно большее количество народу. О новом карантине речи вроде пока нет, но если эпидситуация ухудшится, могут и ввести. Это будут решать дополнительно.
Между тем экономист Айдархан Кусаинов считает, что систему принятия решений надо пересмотреть кардинально. В последние полгода был слишком большой перекос в пользу минздрава. Необходимо соблюдать и другие интересы, а особенно больше прислушиваться к мнению общественности.
Каждый защищает свой интерес
— В Алматы общество «напряглось» от возможности прихода новой волны пандемии. Особенно бизнесмены, пострадавшие от предыдущих ограничений. Если их снова введут, есть ли вероятность «обойтись малой кровью», то есть минимизировать потери?
— Бизнес и минздрав — это два разных игрока, интересы которых вообще могут быть противоположными. Предприниматель не может говорить с точки зрения врача, и наоборот. Действия Бекшина вполне понятны. Как главный санврач Алматы, он волнуется только об уровне заболеваемости в городе, а все остальное уже не его заботы. Если бы главсанврачом был я, и меня бы могли наказать за рост заболеваемости, я может быть вообще все закрыл. Так что в этой логике санврач (как и минздрав в целом) действует понятно.
Бизнесу, наоборот, никакой карантин не нужен, потому что это серьезные убытки. То есть каждый отдельный человек или организация радеют за собственные интересы (нередко противоречивые) — это естественно.
Так вот, правительство и президент должны принимать сбалансированные решения с учетом общих интересов. Но у нас почему-то в последние месяцев шесть получился серьезный перекос в сторону медиков
Например, минобразования должно было яростно настаивать на очном обучении. И должны были выиграть. Но почему-то спорить перестали и приняли точку зрения минздрава. Почему — неизвестно. В итоге властям не удалось найти разумную золотую середину, которая бы обеспечила баланс интересов.
Понятно, что о здоровье населения нужно заботиться, но если при этом не думать ни о чем другом, пойдет под откос и бизнес, и образование, и доходы людей, и прочее. Примерно так и получилось. Может надо было, условно говоря, чуть-чуть пожертвовать здоровьем, чтобы не сильно пострадали другие сферы.
При этом больше всего потеряли простые люди. Интересы минздрава соблюдены, бизнес в итоге тоже «отжал свое». О мерах поддержки в частности говорится даже в очередном Послании президента. А населению не досталось ничего, кроме неприятностей. Теперь надо пересматривать систему государственной политики и господдержки.
Чья идея, тот пусть и платит
— Чем же плоха нынешняя?
— Тем, что сейчас голос людей никто не слушает. У населения же никакого лобби нет. Яркий пример — те же 42 500, о которых уже много говорили.
— Полагаете, что как минимум должны были дать больше денег?
— Не только. Я, кстати, с самого начала предлагал сделать так, чтобы городской бюджет сам оплачивал свои идеи
Например, если Алматы введет отдельный карантин, когда другие города открыты, пусть выплачивает людям компенсацию из городского бюджета. И если в акимате будут понимать, что «забота о населении» выльется во столько-то миллиардов тенге ежемесячно, лишний раз подумают, прежде чем предлагать.
Тогда и решения будут здравыми. А когда получается «я забочусь о здоровье, а по деньгам отвечает республиканский бюджет», может получиться нехорошо.
В последние полгода решения вообще принимали как-то «криво». Причем в первый месяц пандемии отреагировали правильно, первый карантин вполне оправдан, а потом все пошло вразнос, без системы и необдуманно. Начались «закрытия ради закрытий» и прочие безответственные решения.
Зачем общественные советы, если их никто не слушает
— А почему так получилось?
— Потому что все вернулось к нашему классическому способу управления. Никто не слушает само население. Например, перед принятием карантинных мер никто не советовался с теми же общественными советами. Между тем пандемия, это как война. То есть для победы нужно единство общества, некая социальная консолидация. Этого нет, а потом жалуются, что люди маски не носят.
Есть институт общественного совета, куда собрали уважаемых людей. Национальный совет общественного доверия, маслихаты в конце концов. Вот пусть они и не работают. То есть наплодили кучу институтов взаимодействия с обществом. Объявили, что будут строить «слышащее государство». Но первый же кризис показал, что нормальных коммуникаций с обществом нет, потому что все эти институты не работают.
И если власть сама их не использует, зачем тогда создавала?
Правила комментирования
comments powered by Disqus