Вашингтон планомерно наращивает активность в Казахстане. Так, в августе было объявлено о расширении проамериканских НКО в Казахстане – «Американских уголков». Затем стало известно о создании казахстанско-американского Делового совета на базе Торговой палаты США и под председательством американской компании. 1 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу сделал серьезный упор на реформирование системы органов внутренних дел по принципу сервисной модели.
Почти сразу после этого заявления из кабинетов МВД стали звучать идеи реформировать казахстанскую полицию по подобию американских шерифов. Содействовать такой реформе, разумеется, будет посольство США. О том, почему Вашингтон уделяет центральноазиатской республике такое внимание и к чему это может привести, «Евразия.Эксперт» пояснил доктор исторических наук, экс-директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Булат Султанов.
– Булат Клычбаевич, в связи с чем активизировалось навязывание американских ценностей в Казахстане?
– Сейчас в мире складывается очень тревожная ситуация, потому что мы наблюдаем перемещение центра мировой силы с Запада на Восток. Запад теряет свои позиции на фоне усиления Китая и возвращения России в клуб мировых держав.
Приведу несколько цитат председателя КНР Си Цзиньпина. Он считает, что «в сегодняшнем мире серьезных проблем просто не оберешься. Возрастают и глобальные вызовы. Их нужно и можно решать только путем диалога и сотрудничества». Выступая на Генеральной Ассамблее ООН он озвучил несколько тезисов.
Во-первых, отстаивать справедливость. Никакая страна не вправе доминировать в международных делах, вершить судьбы других, монополизировать преимущества развития, и тем более, проводить политику травли и гегемонии.
Во-вторых, строго соблюдать принцип верховенства закона. При координации межгосударственных отношений и их интересов опираться не на мнение тех, кто сильнее других. Крупные державы вообще должны отказаться от исключительности и двойных стандартов, не искажать международное право, не ущемлять законные права и интересы других стран.
В-третьих, необходимо вести диалог вместо конфронтации.
В-четвертых, приоритетное место должны занимать практические действия, а не пустые разговоры. Не искажать международное право и не разрушать стабильность на планете под предлогом закона.
Все эти высказывания очень важны. США стремятся использовать, в том числе, и экономический кризис, чтобы сохранить свои позиции в мире.
Вашингтон может пойти на организацию региональных конфликтов, которые отвлекут граждан США от сложной внутриполитической ситуации. Если отсюда оттолкнуться, мы видим нарастание напряженности в нашем регионе.
Недавно я принимал участие в дискуссии по этой тематике. Специалист по Америке Института стран СНГ заявил, что США не имеют интереса в Центральной Азии, потому что они выводят войска из Афганистана. Дескать, главной их задачей был Афганистан, так что теперь Центральная Азия ушла с политических локаторов. Я вступил с ним в дискуссию и сказал, что, наоборот, у США интерес к Центральной Азии будет усиливаться, потому что в соответствии с Концепцией безопасности США главными противниками Вашингтона являются Россия и Китай. Вторая группа – это Иран и Северная Корея. И только на третьем месте находится терроризм. Так что Центральная Азия будет привлекать внимание США, чтобы оказывать давление на Китай.
Сейчас Белый дом хочет помешать сближению Пекина с Москвой. В этих целях американцы попытаются расколоть складывающийся российско-китайский дуэт. Например, сорвать сопряжение ЕАЭС с экономическим поясом Шелкового пути. Поэтому США сейчас направят все свои усилия на то, чтобы убедить население Центральной Азии с одной стороны – в агрессивности России, а с другой – в экономической экспансии со стороны Китая.
– И будут делать это под предлогом культурной и образовательной помощи странам нашего региона?
– Да. Меня беспокоит навязывание американцами извне русофобии и китаефобии. Параллельно мы наблюдаем попытки США использовать Турцию для объединения тюркоязычных государств на основе языковой и культурно-цивилизационной идентичности.
Поэтому активизация Турции в Азербайджане опасна тем, что будет выполнять роль одного из элементов в создании дуги нестабильности вокруг России, начиная от Беларуси – через Украину, Крым, Нагорный Карабах, а далее – через Азербайджан на Киргизию к границе с Китаем. Там дуга упирается в Синьцзянский уйгурский автономный район.
Именно здесь американцы проявляют большой интерес в отношении защиты мусульман, преследуемых китайскими властями. Но есть вопрос. Если вы, господа американцы, так заинтересованы в защите мусульман Китая, зачем же вы тогда разбомбили и уничтожили центры исламской культуры и цивилизации в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене? Ведь мир в результате имеет десятки тысяч убитых, сотни тысяч раненых и миллионы беженцев-мусульман, хлынувших в страны Европы и осложнившие там ситуацию.
Потому эти крокодиловы слезы в отношении мусульман, преследуемых в Синьцзяне, как раз показывают двойные стандарты, используемые США.
– Это предлог, чтобы залезть туда со своей «демократией»?
– Да. Когда террористы и экстремисты, преследуемые исламом, убили журналистов редакции Charlie Hebdo, весь мир под руководством США восстал против: это терроризм. А когда правительство Китая борется с террористами, прикрывающимися исламом в Синьцзяне, это считается чем-то из ряда вон. Типичный двойной стандарт.
В Казахстане, в том числе и в Средней Азии, мы наблюдаем попытку американских политиков поставить забор между Китаем и Россией. Аналогичный забор они создают в Европе. Главные кирпичи в этом заборе – Польша, Латвия, Литва, Эстония. И теперь в планах положить новый кирпич – Беларусь. Таким образом, Вашингтон намеревается отсечь Россию от Европы.
В нашем регионе возможны попытки организации оранжевых революций, чтобы отсечь Китай от России. Тогда эти страны будут общаться только через Дальний Восток.
Для Пекина сейчас очень важно проложить экономический пояс Шелкового пути, потому что 90% торговли Китая идет через морские порты, и только 10% – по сухопутным маршрутам, в том числе через Казахстан. В связи с тем, что США доминируют в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а их флот – самый сильный в мире, в случае обострения ситуации американцы могут заблокировать Китай с моря.
Тогда остается путь через Казахстан, который я называю «золотой калиткой». Это не ворота, потому что ворота – это морские пути. Казахстан – это калитка, но золотая, потому что через нее китайцы могут общаться с миром. И эта калитка пока не контролируется американскими военно-воздушными силами. И поэтому в Стратегии США ясно прослеживается намерение дестабилизации ситуации в Синьцзяне, чтобы сорвать развитие экономического пояса Шелкового пути.
Правила комментирования
comments powered by Disqus