Среди госведомств Кыргызстана разворачивается скрытая борьба за проект по внедрению идентификации животных, которая по закону должна появится к весне 2014 г. Цена вопроса составляет 3 млн. евро, исходя из подсчетов Минсельхоза КР, а это больше всего годового бюджета Нацстаткома. В первую очередь, на этот куш претендуют разработчики ИТ-систем, в том числе правительственные. Один из таких претендентов — госучреждение «Инфо-Система» - делится своим видением будущей системы. - See more at: http://kiber.akipress.org/news:182#sthash.bEljP0o8.dpuf
Сагын Эликова, аналитик ГУ «Инфо-Система»
Весной 2014 года в Кыргызстане начнет действовать закон “Об идентификации животных”. Закон предусматривает введение системы идентификации животных, чтобы контролировать продажу скота, экспорт мяса и сбыт молока.
Идентификация касается животных, которых разводят в коммерческих целях. По предварительным оценкам, радиочипы для лошадей будут стоить 120 сомов, для крупного рогатого скота - 60, для мелкого и для свиней - 15 сомов.
Если смотреть мировой опыт, то рынок идентификации животных занимает второе место по объёму мировых доходов от услуг радиочастотной идентификации (РЧИ). Участившиеся в последние годы транснациональные эпидемии коровьего бешенства и ящура резко усилили интерес к этим услугам. Агентство IDTechEx подсчитало, что доля рынка РЧИ, приходящаяся на идентификацию животных, значительно вырастет, и в 2014 году применение электронных меток для животных достигнет 600 млн. в год.
Когда возник вопрос, кто будет осуществлять финансирование реализации этого проекта в Кыргызстане, в парламенте республики было объявлено, что международные доноры будут помогать в идентификации животных.
Предыстория вопроса
19 октября Кыргызстан получил официальное письмо от Казахстана. В нем говорилось, что из-за обнаружения ящура в Кыргызстане и согласно правилам Таможенного союза, куда входит Казахстан, запрещается ввоз скотины и мясомолочных продуктов из тех мест, где не соблюдены определенные правила по эпизоотической безопасности. В результате значительные убытки понесли отечественные предприятия пищепрома («Бишкексут», «Кантсут»), которые занимаются поставками молочной продукции в Казахстан.
В феврале 2013 года депутат А.Измалкова заявила, что бюджет Кыргызстана теряет существенные суммы из-за того, что молочные предприятия не поставляют продукцию в страны Таможенного союза. Назывались разные суммы, от 6 до 80 млн. сомов еженедельно. Что же послужило причиной такого события, нанесшего ущерб кыргызской экономике?
Дело в том, что в странах Таможенного союза, по аналогии со странами Европейского Союза существуют специальные стандарты идентификации животных. Все просто – если ты сельхозпроизводитель и хочешь расширить рынок сбыта, ты сам в добровольном порядке должен разыскать ветеринара, проверить скотину и пройти сертификацию на предмет эпизоотической безопасности мяса, молока, шерсти. И только наличие сертификатов о соблюдении этих стандартов – вообще дает возможность торговать беспрепятственно своей продукцией во многих странах мира.
Что дает идентификация животных?
До недавнего времени казалось абсурдом, - паспорт для скота. Это стало предметом насмешек. Но для международной торговли молоком и мясом это не повод для смеха. Дело в том, что больной скот, мясо больного скота и молоко считаются опасными для здоровья человека. Поэтому долг любой страны, заботящейся о своих гражданах – обезопасить их от импорта зараженной и опасной для здоровья продукции из других стран.
Сегодня собрать статистические данные по скоту, мясу и молоку очень трудно. Поэтому у Нацстаткома до сих пор нет данных по 2012 году. Новая система поможет формировать статистику в режиме онлайн, при условии ее активного использования владельцами скота и ветеринарами. И тем не менее Нацстатком показывает, что в 2011 г. произведено 190 тыс. тонн мяса и 1358 тонн молока и молочных продуктов. Численность крупного рогатого скота в Кыргызской Республике оценивается в размере 1,7 млн. голов.
Из Анализа регулятивного воздействия Проекта Закона КР «Об идентификации животных»: Согласно данным Национального статистического комитета КР, поголовье крупного рогатого скота в 2011 г. составляло 1 298 825 голов, однако по отчетным данным Департамента государственной ветеринарии при проведении профилактических вакцинаций против ящура поголовье КРС составило 1 739 300 голов. Разница составила 440 475 голов, что указывает на несовершенство существующей системы учета скота в республике без внедрения идентификации животных.
Идентификация - это система учета животных и база данных всех животных, которым будет присваиваться уникальный индивидуальный номер или код, включающий в себя буквенное и цифровое обозначение, наносимое на бирку или чип.
Евросоюз и Таможенный союз требуют, чтобы поставщики молочных продуктов и мяса из Кыргызстана произвели присвоение специального, так называемого GLN-номера каждому животному индивидуально.
Согласно видению ГУ «Инфо-Система» предполагается, что информационная система будет иметь виде интернет-портала, то есть работающая как социальная сеть и доступная через интернет-браузеры, в которой сведения о регистрации и ветеринарную историю животных могут вносить ветеринары, имеющие специальный допуск. Каждому животному будет присваиваться при рождении идентификационный номер, введя который в специальный раздел портала, любая иностранная компания, или физическое лицо – получат полную историю здоровья или болезни животного, вплоть до того, кто забил и разделал животное, через кого была осуществлена поставка, дистрибуция, реализация мяса животного или производных продуктов. Туда же должны крепиться результаты лабораторных анализов исследования мясомолочных продуктов, со стороны санитарных служб рынков, таможенных пунктов. Здесь же к номеру может крепиться сертификат международных авторитетных лабораторий для продажи на экспорт в страны со строгим регулированием качества и бактериологической безопасности пищевой продукции животного происхождения (см.схему).
В результате, идентификации будет создана база данных сельскохозяйственных животных, которая станет частью ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая местными и уполномоченными органами.
Когда производитель молока или мяса готовится к его экспорту, например, в Казахстан, он прикрепляет отчет о том, из молока или мяса каких животных, с каким номером произведена данная продукция. Проверку отчета производит посредник-импортер в Казахстане и таможенная служба государства-импортера. То есть доступ к автоматизированной информационной системе идентификации животных должны иметь все участники этих процессов. После таких процедур, поставщики сельхозпродукции из Кыргызской Республики могут гарантировать ее безопасность потребителям Казахстана. Это порождает доверие в отношениях двух государств, стимулирует наших производителей сельхозпродукции и фермеров более ответственно и аккуратно относиться к здоровью и качеству продукции животных.
По сути, при наличии такой системы и соответствии европейским стандартам качества, наша страна может открыть границы других государств мира и продавать молоко и мясо на их рынках. А это напрямую скажется на уровне доходов сельхозпроизводителей. Поэтому система идентификации животных на самом деле оказывается более серьезным и стратегическим вопросом, чем это могло показаться ранее. Важно теперь осуществить создание и внедрение такой системы настолько скоро, насколько это возможно.
В просторах СНГ такая система разрабатывается и внедряется в Белоруссии, и она является наиболее интересной для Кыргызстана. Такие же, но не связанные в национальную сеть системы есть в ряде регионов России и Казахстане. Есть ли нечто подобное в остальных странах СНГ, пока данных не имеется.
В ценовом плане внедрение идентификации животных не должна сильно отразиться на стоимости продукции сельского хозяйства Кыргызстана. В ближайшие годы необходимо сделать систему бесплатной для скотоводов и ветеринаров, осуществляя финансирование на грантовые средства доноров или государственный бюджет. Однако через 1-2 года потребуется введение коммерческой платы за регистрацию скота в системе, для ее содержания. По оценкам, само содержание системы минимально может обходиться в 11-16 тысяч долларов США. Это труд программистов, оплата интернет-трафика, электричества в дата-центре. Учитывая численность крупного рогатого скота в Кыргызстане в 1,7 млн. голов, можно предположить прирост молодняка минимально в 3%. Тогда, гипотетически, ежегодно будет возникать потребность в регистрации 51 000 голов. Если разделить сумму в 16 тыс. долларов США на это количество, реальная цена за регистрацию скота в системе может быть в районе 3-3,5 долларов США за голову.
Разработать такую систему могут финнские, австралийские, американские и белорусские компании, у нас в стране – местные ИТ-компании, включая ГУ «Инфо-Система». Бенефициар – выгодополучатель от разработки и внедрения системы – частный сектор, а точнее экспортеры и производители мясомолочной продукции. Финансирование системы может осуществить либо государство, либо донорские организации. Учитывая слабость и экстенсивность бизнеса наших сельхозпроизводителей, надежда на то, что это будет частная инициатива, финансируемая самими скотоводческими хозяйствами – очень слабая.
Правила комментирования
comments powered by Disqus