В сер. 19 в. на политической арене Кыргызстана появился новый военный и политический лидер с огромными амбициями и харизмой — глава сарыбагышей Ормон. Был он очень умным, талантливым и благородным деятелем. Хотел стать ханом, хотя у него не было на это права по законам чингизхановской «Ясы», обьединить всех кыргызов и возродить кыргызскую государственность, некогда утраченную в результате внутренних усобиц и разборок.
Имею в виду Кыргызский каганат, созданный в долгой и жестокой войне с тюрками в 9 в. Так, вот он собрал в Котмалды кыргызских вождей — манапов на всеобщий курултай под предлогом защиты кыргызов от военной агрессии, как это бывало не раз, и объявил себя ханом. К границам кыргызов приближалась армия казахского хана Кенесары, «степного Ганнибала». Но Ормон объявил войну Кокандскому ханству, подданными которых были все кыргызские племена, кроме бугинцев. Кокандом управлял другой великий кыргызский вождь, главный визирь Алымбек-датка, который рассматривал империю как кыргызское ханство, где господствовали кыргызы и кыпчаки. На курултай собрались не все вожди кыргызов. А значит и съезд прошел, как бы сейчас сказали, недостаточно легитимно.
Кыргызские удельные вожди не хотели еще быть под кем-то. И тогда Ормон по устным преданиям прибег к угрозам, эффективному оружию того времени. Его воины взяли под прицел всех делегатов курултая. Ормон сам сел на белый войлок и сам надел на свою голову Ак-Калпак. Все это должны были сделать племенные и родовые вожди как знак своего согласия. Но в большинстве своем они не хотели воевать с Кокандской империей, не были готовы к этому, ханство было очень сильным. И каждый вождь при этом думал, а почему ханом должен быть именно Ормон, а не он сам?
Впоследствии, когда Ормон был вынужден вести международные переговоры, он подписывался в дипломатических документах, как чон-манап (старший манап) сарыбагышей, не упоминал свой ханский титул, т.к. «узурпация власти» по законам кочевников оказывается каралась смертью.
Но благо в это время на кыргызов войной пошел казахский хан Кенесары Касымов. Он 10 лет воевал против русского царя, был вытеснен со своих территорий и окружен русскими войсками и их союзниками — казахскими султанами из Старшего жуза, и пытался вырвать за пределы Российской империи в Восточный Туркестан. Кыргызы могли бы пропустить его, как это нередко бывало раньше, но Ормон хотел стать ханом и заручиться поддержкой белого царя в борьбе за трон с кыргызскими манапами. И отказал хану Кене, который стал обузой для соглашателей и конформистов.
Во время ночного наступления войск Ормона, он попал в плен к кыргызскому хану, который сначала хотел освободить его из плена как брата. Но вмешались казахские султаны Старшего жуза, которым хан Кене не был нужен живой. Усобица раскалывала и ослабляла и их. Вмешался и кыргызский ОБОН, который оказывается имеет длительную историю происхождения. ОБОН стал давить и проклинать Ормона и он сдался, отдал хана Кене его кровникам, которые только спустя 3 месяца казнили его.
Никакой великой битвы близ Токмака не было, археологи не нашли ни одного меча или наконечника стрелы, которые бы свидетельствовали, что там была большая сеча.
Русский император наградил Ормона и его воинов медалями, немного деньгами, казачьими званиями и все. Обещанные ему земли Старшего жуза, которые могли стать хорошей базой для Кыргызского ханства, и поддержать в борьбе за кыргызский трон, он проигнорировал.
Императору не был нужен на границах русской империи еще один суверенный хан. Ормон понял, что его обманули. В отчаянии он решил создать кыргызское ханство сам, применяя военную силу. Напал на племя бугу, которое было подданным Китайской империи, и потерпел поражение. Боромбай-батыр, вождь бугинцев, носивший титул Вана («князь», «правитель» по-китайски), хотел его отпустить как брата, взяв с него клятву больше не нападать на него, но в плену Ормон погиб.
Так, была ликвидирована еще одна попытка кыргызской аристократии воссоздать кыргызское государство. Кланы и клановая психология в который раз победили и помешали кыргызам реализовать свое право на государственность. Поучительный урок. Два национальных лидера, две судьбы, боровшиеся за обьединение своих народов и павшие в борьбе за эту идею.
Правила комментирования
comments powered by Disqus