Сотрудники детских дошкольных учреждений ряда регионов Узбекистана приступили к формовке кизяка из угольной пыли. Об этом сообщили местные новостные порталы, сопроводив информацию комментариями высокопоставленных чиновников Министерства народного образования (МНО).
По словам должностных лиц, необходимость ручного изготовления кизяка вызвана низким качеством угля, поставляемого в детские сады. Чтобы угольная пыль не пропадала, сотрудники добровольно решили слепить из нее пригодные для топки брикеты.
Напомним, что в виду длительного системного падения добычи природного газа, Узбекистан поэтапно переводит на уголь предприятия промышленности, генерирующие мощности, доставшиеся в наследство от СССР, локальные котельные, обеспечивающие теплом и горячей водой жилые комплексы, школы, детсады, больницы, поликлиники и т.д.
Если до настоящего времени отключение субъектов бизнеса и объектов инфраструктуры от природного газа обходило стороной столицу, то сейчас проблемы будут испытывать и здесь. К примеру, 30 октября ряд изданий получили копии документа, согласно которому всем предприятиям общественного питания с 1 ноября этого года предложено перейти на альтернативное природному газу топливо. Выбор не богат – дрова, уголь, кизяк навозный.
Стоит заметить, что Ташкент уже три года подряд задыхается от пыли, вызванной бесконтрольным и бессистемным строительством, с нарушениями всех допустимых в нормальной стране экологических нормативов. Теперь к пыли и вони карьерных самосвалов, ставших неотъемлемой частью столичного пейзажа, добавится и едкий черный дым.
Однако, не все так печально. Что касается угольного кизяка, то специалисты не видят в этом ничего страшного. В бытность правления первого президента Узбекистана, когда центральное отопление сохранялось только в столице и частично в областных центрах, в малых городах из каждого окна многоэтажного дома торчали дымящие трубы самодельных «буржуек».
Специалисты, хорошо знакомые с состоянием нефтегазового сектора Узбекистана, не исключают, что на уголь вскоре могут перевести новостройки повышенной этажности в Ташкенте, областных центрах и иных населенных пунктах. В девяностые нечто подобное уже было. На площадках шестнадцатиэтажных жилых домов стояли очаги, казаны и лежали связки дров. Электроэнергии в этих домах не было часами, а к природному газу они изначально подключены не были.
Если вспомнить вторую половину пятидесятых-начало шестидесятых прошлого века на селе, мы — дети зоотехников, доярок и скотников в колхозах и совхозах после занятий шли на животноводческие фермы, где делали кизяки из навоза с соломой и лепили их на глиняные стены коровников. Зимой коровники отапливали кизяками, весной их белили. Романтика и трудовое воспитание. То, чего нам всем сегодня не хватает.
Есть и еще один плюс — кизяк можно сделать брендом страны. На худой конец — брендом третьего Ренессанса.
Правила комментирования
comments powered by Disqus