Вашингтон до сих пор никак особенно не давил на центральноазиатские республики по вопросу Китая в целом или Синьцязана в частности. Но что будет, если тема Синьцзяна станет одной из ключевых в противостоянии?
Джо Байден может существенно изменить политику в отношении ЦА. Причина тому – Китай.
За написанием этого поста застал (почти) окончательные результаты выборов.
Сначала коротко «китайский» бэкграунд.
В Китае в реальности не было единого мнения по приемлемому кандидату. Большинство хотело видеть Байдена, но это в основном дипломаты, чиновники и ученые, интеллектуальная элита, которой будущий президент был даже просто симпатичен. Главное – китайские элиты в основном адекватно оценивают свои силы и неготовность Китая к полномасштабной конфронтации сейчас. Им нужна хотя бы передышка, а на словах они «хотели бы видеть сильную Америку». США должны остаться на мировой арене для поддержания стабильности расшатанной мировой системы.
Но есть в Китае и другое мнение, согласно которому Трамп – удобный для Китая президент, и пока он оставался бы у власти, США медленно уходили бы с мировой сцены, и образовавшийся вакуум заполнял бы Китай.
В первом случае ожидается относительно мягкая политика Китая, во втором - более агрессивная.
Проблема в том, что с Байденом не все так гладко. Думаю, мы получим ситуацию, аналогичную истории Трампа с Россией. Обвинения, пусть не такие громкие (СМИ Байдена любят), общий консенсус (оба кандидата соревновались в угрозах Китаю) и, вероятно, возвращающаяся риторика прав человека приведут, возможно, к еще более жесткой политике в отношении Китая. Обвинения в сотрудничестве с китайцами будут давить, консенсус будет заворачивать отношения в негативную спираль, а тема прав человека может стать инструментом. Например, возможны жесткие санкции за Гонконг, Синьцзян и др.
И здесь в этой истории появляется Центральная Азия. Не секрет, что в течение последнего десятилетия внимание США к региону неуклонно ослабевало. У Пекина ощутимо больше возможностей, чем у Вашингтона влиять политически и экономически, по крайней мере в перспективе. При Трампе противостояние с США было немного «топорным», то есть велось в формате больших сделок и переговоров с автоматическим подключением пропагандистского аппарата, и иногда волны этого докатывались до нашего региона.
Байден, возможно, переключит внимание именно на идеологическое противостояние. И в свете этого интерес к Центральной Азии может резко повыситься. Но не стоит этому радоваться. Иногда лучше оставаться в стороне, когда два гиганта дерутся. Вашингтон до сих пор никак особенно не давил на центральноазиатские республики по вопросу Китая в целом или Синьцязана в частности. Это было выгодно и нам, строить экономические отношения с Китаем и оставаться друзьями с США.
Но что будет, если тема Синьцзяна станет одной из ключевых в противостоянии? Реально ключевых, а не как сейчас. Будет ли Вашингтон настойчивым? С точки зрения наших стран сохранение стабильности по периметру наших границ в приоритете.
Например, США уже исключили «Исламское движение Восточного Туркестана» и списка террористических организаций. На своей программе с коллегами из Афганистана, кстати, обсуждали этот щепетильный вопрос – что есть террористы? Чем они отличаются от сепаратистов? И вот как нам поступать с такими решениями Вашингтона? А ведь это еще даже не Байден.
С ростом экономической зависимости от Китая будет расти и противодействие США. И если до этих пор Вашингтон всегда работал мягко, то будет ли он и дальше находиться в позитивной повестке (безопасность, С5+1) относительно ЦА? Тем более что сейчас все постсоветское пространство бурлит внутренними конфликтами общества с властью и возможны резкие смены режимов по всему бывшему СССР. Сейчас китайский вопрос серьезно не ставится, но он может стать частью повестки при революциях/переворотах и других резких переменах в правящем слое. Как наши страны смогут ответить на такой вызов?
Разумеется, это гипотетический вариант развития американской политики в ЦА, и привязан он к отношениям Вашингтона и Пекина. Как будет в реальности развиваться американская политика в регионе, покажет время.
Правила комментирования
comments powered by Disqus