Две недели назад Нацбанк был вынужден провести коррекцию официального курса сомони к американскому доллару. Это вызвало рост курса доллара на "черном рынке" и цен на товары первой необходимости.
Четвертого ноября Нацбанк провел разовую курсовую коррекцию, в результате которой национальная валюта обесценилась к доллару сразу на 9,4%: с 10,33 сомони до 11,3 сомони за $1.
Данный шаг в регуляторе объясняли устранением существовавшего большого разрыва с курсом валют на небанковском рынке. Отмечалось, что допустимая разница между официальным и небанковским курсом сомони к доллару не должна превышать 2%, а на тот момент (3 ноября) эта разница достигла уже 9,3%.
Главными причинами обесценивания сомони к доллару в Нацбанке называют увеличение спроса на американскую валюту, отрицательный баланс внешнеторгового оборота, сокращение поступления в республику денежных переводов и иностранных инвестиций.
Также в регуляторе отмечают нестабильную ситуацию в мировой экономике из-за пандемии коронавируса, что привело к снижению официального курса валют основных торговых партнёров Таджикистана.
В разъяснениях НБТ подчёркивалось, что коррекция позволит увеличить приток денег через банковскую систему страны, защитить интересы отправителей переводов из-за рубежа, обеспечить прозрачность операций и ограничить спекулятивную деятельность на наличном небанковском рынке.
Наряду с этим, отметили в регуляторе, сбалансированность курса национальной валюты будет способствовать увеличению объёмов экспорта и импорта, а также непосредственному увеличению доходов госбюджета.
Отметим, что это уже вторая резкая коррекция с начала текущего года: первый раз подобным способом Нацбанк устранил разницу между официальным и небанковским курсом сомони к доллару 20 марта – на 5%.
Таким образом, с начала нынешнего года сомони обесценился к доллару на 16,6%, тогда как в течение всего 2019 года – всего на 2,8%.
Официальный курс - это средневзвешенный безналичный обменный курс валюты на межбанковском и внутрибанковском рынках.
Что такое небанковский рынок?
Нацбанк ориентируется на так называемый небанковский рынок, который фактически служит регулятору в качестве ориентира для определения официального курса.
Что это за рынок? Фактически, это нелегальный "черный" рынок, который сегодня не имеет никаких юридических прав на проведение валютных операций. Основной его контингент - валютчики, которые работали в существовавших до 2016 года пунктах обмена валюты.
Тогда такие пункты мог открыть любой желающий, зарегистрировавшись в соответствующих органах. Их было более 1,5 тысяч и тогда этот рынок был легальным и эффективным.
После закрытия таких пунктов, оставшиеся без работы валютчики, решили использовать накопленные связи и навыки, и делали это уже вне рамках закона. Государство само загнало в подполье целый кластер бизнеса, лишив себя налоговых поступлений с валютных операций, и возможности контроля их работы.
Между там, “валютчики” продолжают работать и вести свой бизнес. По их же словам, свои валютные запасы они теперь пополняют у сотрудников коммерческих банков, с которыми, естественно, делятся определённой частью выручки.
Последствия коррекции
Корректировка официального курса сомони к доллару ожидаемо повлияла на курс сомони в коммерческих банках. Так, курс покупки и продажи доллара в Банке Эсхата после этого вырос до 11,31 - 11,33 сомони, в Банке Арванд до 11,32-11,33 сомони, а в Первом микрофинансовом – до 11,30 – 11,33 сомони.
Однако, большинство банков страны из-за дефицита доллара давно уже перестали продавать эту валюту, хотя охотно скупают её.
Обменивать сомони на доллары можно только в нескольких банках, и то, в строго ограниченных объёмах – до $200 в одни руки. В сутки удаётся получить валюту лишь нескольким желающим.
В Нацбанке говорят, что дефицит иностранной валюты в нашей республике всегда существовал. «Основными причинами повышения спроса на иностранную валюту является отрицательное сальдо торгового баланса», - сказали «Азия-Плюс» в регуляторе. Другой причиной нехватки доллара называется рост валютных расходов госбюджета для строительства стратегических объектов и погашения государственного долга.
По данным НБТ, ежедневный дефицит иностранной валюты в Таджикистане составляет в зависимости от сезона $8-25 млн. «Источником покрытия этого дефицита являются золотовалютные резервы НБТ, краткосрочные и долгосрочные кредиты, привлекаемые банками из-за рубежа, депозиты физических лиц, вносимые в банки и денежные переводы физических лиц без открытия счёта», - отметили в регуляторе.
За 9 месяцев этого года НБТ для стабилизации валютного курса за счёт золотовалютных резервов осуществил интервенции на сумму более $104,3 млн.
Между тем, “черный” валютный рынок, где обычно нет никакого дефицита после однодневной паузы 5 ноября повысил курс продажи американской валюты с 11,3 до 11,6 сомони. На этом фоне выросла стоимость товаров первой необходимости, при этом скачок цен наблюдается как на импортируемую, так и отечественную продукцию.
Торговцы импорта говорят, что пошли на это, так как подорожал доллар, а продукция, которую они продают, приобретается за рубежом за валюту. Хотя, понятно, что привезти продукцию за пару дней невозможно, и то, чем они торгуют сегодня, было закуплено ещё в минувшие месяцы – до последней коррекции НБТ.
Те же, кто занимается реализацией отечественной продукции (фруктами, овощами, макаронами и пр.) говорят, что поставщики приносят им продукты уже по другим ценам «…и нам теперь не выгодно продавать за прежние цены. К тому же, кругом всё подорожало, поэтому за прежнюю выручку мы не сможем удовлетворить даже свои первостепенные потребности», - сказал торговец сельхозпродукцией.
В любом случае, то, что наблюдается на потребительском рынке, является следствием ажиотажа, и не имеет под собой никакого экономического обоснования.
Реальные же последствия обесценивания национальной валюты, скорее всего, мы увидим позже, когда поступят новые партии иностранных товаров. А импортируем мы практически всю готовую продукцию.
Что говорят эксперты
Экономический обозреватель Нур Сафаров связывает колебания на валютном рынке Таджикистана напрямую с курсом российского рубля к доллару, так как наша республика сильно зависима от тенденций в России: крупнейший торговый партнёр, основной рынок экспорта рабочей силы, соответственно, главный поставщик валюты.
Он напомнил, что буквально на днях рубль в России сильно обесценился к доллару. «В целом, слабая экономика, скромный экспортный потенциал и высокая зависимость от импорта постоянно оказывают курсовое давление на сомони и Нацбанк вынужден периодически проводить корректировки курса», - сказал он.
Обозреватель отметил, что ослабление курса сомони означает снижение его покупательской способности, и, в первую очередь, влияет на доходы наиболее уязвимых слоев населения: пенсионеров, учителей, врачей и всех других бюджетников, так как у нас не практикуется индексация зарплат, пенсий, пособий и стипендий при таких ситуациях.
По мнению Сафарова, бизнес в таких случаях реагирует достаточно быстро, проводит ценовую корректировку, подстраивается под создававшиеся на валютном рынке условия.
Экономист Саидджон Насырджанов отметил, что курс национальной валюты определяется состоянием экономики страны, а проведённую коррекцию курса при существующих финансово-экономических условиях считает вполне естественной.
К тому же, полагает он, властям на нынешнем этапе на руку более слабая национальная валюта, чтобы справиться с выполнением плана по доходам бюджета и обеспечить намеченное бюджетное финансирование, в том числе, залатать задолженности по зарплатам.
Специалист в области финансов Дилшод Шарафов советует вернуться к более свободному рынку обмена валют, который действовал в республике пять лет назад. «Чтобы исключить дальнейшие неправомерные действия с валютой, нам нужно вернуться к более либеральному наличному рынку, который существовал до 2016 года. Конечно, при действовавшем рынке курс валюты был бы несколько выше, чем мы имеем сегодня в банках, зато это был бы реальный курс нашей валюты, а такого понятия, как дефицит валюты не было бы вообще», - считает Д.Шарафов.
Сомони сильно обесценился 4 ноября также по отношению к российскому рублю и евро. Официальный курс сомони к рублю за сутки упал на 11,8% (с 0,127 до 0,142 сомони), а евро - на 9,2% (с 12,04 до 13,15 сомони).
Правила комментирования
comments powered by Disqus