С момента обретения независимости в Кыргызстане было организовано семь конституционных референдумов (1994, 1996, 1998, 2003, 2007, 2010, 2016 гг.) плюс один президентский референдум (1994 г.). За этот же период в Германии не было ни одного конституционного референдума. Об этом говорится в заявлении Фонда Ханнса Зайделя.
Редакция Kaktus.media приводит текст заявления:
"Какова главная цель такого важного мероприятия, как конституционный референдум: совершенствование основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, государственного устройства, оптимизация и разделение обязанностей между ветвями власти, другие связанные вопросы.
Но в этом контексте, согласно статье 79 конституции Германии, любой референдум не затрагивает права человека, гражданские права и свободы, достоинства граждан, парламентскую форму правления и общую структуру Германии как светского, демократического и социально-правового государства.
Если Кыргызстан хочет улучшить жизнь своих граждан, конституционная реформа может быть альтернативой, но она должна быть тщательно подготовлена, обсуждена всеми частями общества и согласована в течение достаточного периода времени. Не три или четыре недели! Вы помните: "Шашкан шайтандын иши".
Но что сейчас происходит в Кыргызстане:
1. Существует официальное заявление Венецианской комиссии: в период роспуска, т. е. ограниченных полномочий (после отсрочки парламентских выборов сверх срока, определенного конституционным сроком полномочий), парламенту разрешается выполнять только некоторые функции. Парламенту не разрешается утверждать чрезвычайные меры, включая конституционные реформы. Таким образом, Кыргызстан идет против верховенства закона в понимании европейских стран.
2. Как уже было сказано, проект новой конституции готовился в спешке, без возможности широкого обсуждения. Ожидать, что рядовые граждане (многие не имеют юридических знаний) прочитают проект документа на 44 страницы – иллюзия. Большинство из них проголосуют на референдуме за листок бумаги, который они не читали раньше, но который кардинально повлияет на их жизнь в будущем.
Таким образом, я сомневаюсь в этом процессе, и у меня сложилось впечатление, что эта новая конституционная реформа снова является политическим инструментом для увеличения политической власти. То же самое было и на предыдущих конституционных референдумах в Кыргызстане: целью было не благосостояние граждан, а усиление политического влияния. Так было и в 2016 году. Те, кто сейчас критикует новый проект, инициировали конституционные изменения, несмотря на действующий мораторий на 10 лет.
Мне также интересно, как быстро люди в Кыргызстане забывают: у вас дважды была традиционная президентская структура со всей политической властью, выделенной президенту для управления страной, и дважды это закончилось катастрофой.
Почему третья попытка должна быть успешной?
У страны много проблем. Стране необходимо прозрачное эффективное управление. Но что сделано в проекте новой конституции: параллельно со всеми проблемными политическими и административными структурами добавляется в качестве дополнительного инструмента курултай – с непрозрачными задачами и обязанностями. Вам больше не нужен курултай, у вас на сегодняшний день избраны эффективные единицы местного самоуправления в стране.
Боюсь, что эта "новая" конституция создаст государственную структуру-"монстра", которая не сможет увеличить низкий ВВП на душу населения ($1 300), что далеко от реального потенциала страны.
Подытоживая все сомнения и опасения:
Я не ожидаю, что этот процесс конституционной реформы принесет стране реальный прогресс.
Стоит отметить, что все проблемы вашего общества и государства не имеют прямого отношения к конституции, они связаны только с практикой принятия и исполнения законов, а также с надлежащим управлением. Прежде всего, нужны честные политики и профессиональные гражданские и муниципальные служащие, работающие для выгоды своих граждан.
С другой стороны, кыргызстанские эксперты правы: вам срочно нужны политические и административные реформы. Для страны с населением чуть более 6 млн человек (из них 1 млн работает в России) вам не нужно семь административных уровней (Совет национальной безопасности, администрация президента, аппарат правительства, министерства и ведомства, областная администрация, районная администрация, городская/муниципальная администрация). Вам следует сделать процесс политического управления и принятия решений более быстрым, более точным, прозрачным и понятным для граждан. В настоящее время полномочия по принятию решений распределены между президентом, парламентом, а также Государственным комитетом национальной безопасности - конструкция, которая затрудняет управление страной.
Конкретные шаги:
- Отменить административный уровень области.
- Из 40 районов сформировать 20 больших районов с районным бюджетом и районным советом.
- Избирать руководителей района гражданами.
- Избирать мэров городов гражданами.
И вы увидите, как быстро будет развиваться ваша страна – без всякой конституционной реформы", - говорится в заявлении.
Представительство Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии – это региональный офис международного Фонда Ханнса Зайделя. Фонд работает в Кыргызстане с 2002 года. Цель фонда – продвижение и поддержка административного потенциала государственного, общественного и парламентского сектора в странах Центральной Азии.
Вместе с партнерами фонд осуществляет проекты по укреплению гражданского общества и его организаций, расширяет участие граждан в общественной жизни страны.
Начиная с 2002 года в Кыргызской Республике реализуются мероприятия по развитию образовательных институтов для переквалификации административного персонала муниципальных и местных органов власти, государственных учреждений, неправительственных организаций и организаций парламентской сферы. С 2009 года эта модель распространилась на соседние страны – Казахстан и Таджикистан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus