Депутаты Жогорку Кенеша должны ратифицировать двухсторонние соглашения, подписанные 20 декабря 2012 года в Бишкеке. Отвечают ли данные стратегические проекты национальным интересам Кыргызстана? На вопросы «Азаттыка» отвечают лидер социалистической партии «Ата Мекен » Омурбек Текебаев и министр энергетики Автандил Калмамбетов.
«Азаттык»: Скажите, уже началась какая-та работа или же вы ждете ратификации в парламенте?
Автандил Калмамбетов: С сентября прошлого года специалисты АО «Электрические станции» находятся в тесном контакте с исполнителями этих проектов «Интер РАО ЕЭС» и Группа «Русгидро». В данный момент идут работы по техническо-экономическому обоснованию проектов. После того, как парламент ратифицирует соглашение начнется основная работа. Думаю, уже в этом году начнется работа по обеспечению транспортного и железнодорожного сообщения.
«Азаттык»: Омурбек Чиркешевич, вы раскритиковали данное соглашение, сравнивая его с давнишним договором между правительством КР и канадской компанией «Камеко». Насколько уместно такое сравнение?
Омурбек Текебаев: В 1993 году к нам приехали канадские инвесторы, которые заявили, что будут за свой счет заниматься добычей золота, только просили 30 процентов, говорили, что остальные 70 процентов будут нашими. В итоге мы создали совместное предприятие. Дальше выяснилось, что они потратили из своих финансовых средств только 3-4 процента, а остальное взяли из совместного предприятия, фактически сделав Кыргызстан должником. В результате мы платим из этой суммы две трети, вследствие чего в течение 10 лет не получаем дивиденды от деятельности этого предприятия. То есть они получили долг на наше имя, и заставили нас же платить по счетам.
Теперь рассмотрим новое соглашение по планируемым ГЭС. Кыргызстан вместе со своим уникальным богатством уплывает куда-то. У нас есть площадка для строительства ГЭС мощностью 1900 мегаватт электроэнергии. Нарын - полноводная река, она течет все 365 солнечных дней, а солнце будет гореть еще 4.5 млрд. лет. Мы же фактически отдаем в чужие руки свой родник, образно говоря, который нам бы давал энергию в течение всего этого времени. Когда-нибудь запасы Кумтора иссякнут, и газ вместе с углем закончатся. Вода же будет течь до последнего дня на Земле. Мы же свое уникальное богатство просто так отдаем, твердя про свои 50 процентов. Россияне попросили 50 процентов, которые им в итоге отдали. Когда мы стали выяснять, почему было принято такое решение, выяснилось одно интересное обстоятельство. Оказывается, они всего лишь создали технико-экономическое обоснование по данному проекту. Если не ошибаюсь, говорят, что на это было потрачено 15 млн. долларов. Представьте себе, что мы оценили всего лишь в 15 млн. долларов источник, который нам будет приносить миллиардные доходы.
Кроме этого, оказывается, мы еще должны создать совместное предприятие «ЗАО Камбар-Ата-1». Российская сторона даст кредит под 2.5 процента. Это и есть модель «Кумтора». Когда к нам поступает кредит, потом он выплачивается из доходов будущего предприятия, в частности ГЭС. Это не инвесторы. Поэтому я считаю эти решения неправильными. Я голосовал против Centerra Gold Inc. и сегодня перед народом могу признаться, что поступил правильно.
По-моему мнению, мы должны, во-первых, четко разграничить сроки. Пусть россияне в течение 30, 49 лет занимаются производством своих 50 процентов. Пусть получают доходы в три или даже в пять раз больше, а потом по истечению этого срока, после 49 лет они обязаны все вернуть Кыргызстану.
Министр энергетики знает, что китайцы с иранцами построили в Таджикистане ГЭС. Если объединить их мощности получится 200 мегаватт электроэнергии как на Нарынском каскаде. Китай и Иран после 20 лет работы обязались вернуть все акции таджикским властям. Ну, надо признать, что россияне нам ближе, чем китайцы с иранцами. Пускай они отдадут нам эти ГЭС после 20, или 30-40 лет эксплуатации. Главное, чтобы они оставались у нас.
Мне не хочется, чтобы кто-то владел нашим миллиардным богатством, не давая ничего взамен. Нам говорят, что потом определят условия кредита и его сроки.
Во вторых, правительство КР обязано четко проговорить, что Кыргызстан будет определять режим по регулированию воды. Есть пара моментов, но четко не прописаны. Все это должно быть конкретно прописано.
В третьих, вырабатываемая мощность должна быть также конкретно указана. Почему в Таджикистане вышел скандал? Дело в том, что россияне там собирались построить ГЭС мощностью в два раза меньше. Мы не должны снижать мощность планируемых ГЭС. Она должна быть максимальной. Я считаю, что данный момент должен найти свое отражение в документах.
Автандил Калмамбетов: Мы полтора года работали над этим соглашением. Вместе с министерствами экономики и иностранных дел. Эти же самые вопросы мы задавали друг другу во время этих рабочих встреч. Я хочу отметить одну принципиальную вещь. Мы хотим построить в верховьях Нарына новую ГЭС, чтобы она служила народу. Тысячу лет, сто лет - это другой вопрос. Срок работы любой станции 50 лет, а после она нуждается в ремонте, что равносильно строительству новой станции.
В течение 20 лет мы искали инвестиции, к кому только не обращались. Возможно, не там искали, или особо не усердствовали в этом вопросе. Но россияне говорят, что дадут кредит под 2.5 процента. В чем разница с Кумтором? Там добывают золото и вывозят его, а тут все остается в Кыргызстане. Все это будет служить кыргызскому народу. Регулирование водного режима мы никому не отдадим. Об этом сказано в соглашении. Все будет работать в рамках кыргызского законодательства. Вырабатываемая электроэнергия также будет распределяться по режиму нашей национальной электрической сети.
Источник: http://rus.azattyk.org/content/kyrgyzstan_kambar-ata/24886496.htmlrus.azattyk.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus