15 ноября 2020 года в Кыргызстане вступило в силу положение «Об условиях и порядке осуществления деятельности по выработке и поставке электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии». Оно определяет новые правила на рынке «зеленой» энергетики страны.
Теперь Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования (ГКПЭН) вправе принимать заявки от всех участников рынка возобновляемых источников энергии (ВИЭ), чтобы бесплатно выдавать им свидетельства. Этот документ позволит компаниям официально работать в секторе ВИЭ, получать земельные участки и пользоваться всеми другими преференциями от государства.- рассказывает Cabar.asia
Разбираемся с новыми правилами на рынке «зеленой» энергетики Кыргызстана.
«Зеленая» энергетика - что это?
«Зеленая» или возобновляемая энергия – это энергия, которую получают из природных ресурсов. То есть для ее выработки используют солнечный свет, водные потоки, ветер, приливы, геотермальную теплоту, а также биотопливо (древесину, растительное масло и этанол).
Чем «зеленая» энергия лучше обычной?
Во-первых, источники такой энергии по историческим меркам считаются неисчерпаемыми. То есть установка любой станции может обеспечивать ту или иную местность необходимым количеством электроэнергии в течение неограниченного времени.
Во-вторых, во время работы станций, которые производят «зеленую» энергию, атмосферный воздух не загрязняется вредными веществами.
В-третьих, установка таких станций не вредит окружающему ландшафту.
А зачем Кыргызстану переходить на «зеленую» энергию?
Во-первых, октябре 2019 года Кыргызстан ратифицировал Парижское соглашение по Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которое предусматривает обязательство сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. Теперь правительство страны должно разработать план по борьбе с изменением климата, чтобы регулярно давать отчеты о своих выбросах.
В рамках данного соглашения у Кыргызстана есть возможность получать финансирование из зеленого климатического фонда, куда развитые страны ежегодно направляют около 100 млрд долларов.
По данным Центра по климатическому финансированию КР, сегодня им уже одобрено четыре отечественных проекта на общую сумму 41,6 млн. долларов США:
- 29,9 млн. долларов США на проект по повышению секвестрации углерода в Кыргызстане через поддержку климатических инвестиций в леса и пастбища.
- 8,5 млн. долларов США на проект по поддержке продовольственно – незащищенных и уязвимых сообществ в Кыргызстане.
- 300 тыс. долларов США на проект по укреплению потенциала и разработки стратегических рамок взаимодействия Кыргызстане с зеленым климатическим фондом.
- 2,6 млн. долларов США на проект по разработке Национального адаптационного плана.
Во-вторых, в Кыргызстане действует программа развития «зеленой» экономики на 2019–2023 годы. В рамках этого документа планируется повысить благосостояние населения, эффективно используя ресурсы и сохраняя при этом естественные экосистемы страны. То есть изменения должны произойти практически во всех отраслях экономики в ближайшие годы. Но пока нововведения можно увидеть только на бумаге.
В документе реальный сектор описан словом «зеленый», что наталкивает на мысль об его «озеленении»: «зеленая» энергетика, «зеленое» сельское хозяйство, «зеленая» промышленность, «зеленый» транспорт (то есть низкоуглеродный и экологически чистый), устойчивый туризм, управление коммунальными отходами, «зеленые» города.
В-третьих, у страны есть обязательства в рамках масштабного проекта CASA-1000, который направлен на экспорт электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Речь идет о поставках излишков электроэнергии, в основном, в летнее время.
Минимальный объем экспорта, по данным НЭСК, должен составлять около 400 млн кВт/ч в год. Свою часть обязательств, а именно строительство линии электропередачи 500 кВт Датка-Худжанд протяженностью 477 км, Кыргызстан намерен выполнить и завершить в 2022 году. Примерно в это время планируются экспортные поставки. В этом случае электроэнергия будет продаваться по цене 5,1 цента за кВт/ч.
И в-четвертых, на фоне отсутствия запасов генерирующих мощностей ежегодно растет объем потребления электроэнергии. Данный факт создает высокие риски для устойчивого функционирования отрасли, говорят эксперты.
Какой потенциал возобновляемых источников энергии в Кыргызстане?
В Кыргызстане «зеленую» энергию можно получать из четырех источников:
- солнца,
- ветра,
- воды,
- биомасс.
Это даже закреплено законом о ВИЭ, который был принят еще в 2008 году.
По данным ГКПЭН, малая гидроэнергетика может давать 5 – 8 млрд. кВт/ч в год, ветровые станции – 44,6 млн. кВт/ч в год, солнечные станции – 490 млн. кВт/ч в год, а производство энергии из биомасс – 1,3 млрд. кВт/ч в год.
Однако практическое использование альтернативных источников энергии, по данным специалистов, составляет менее 1%. Общий гидроэнергетический потенциал страны – 142, 5 млрд кВт/ч. Таким образом, Кыргызстан занимает 3 место в СНГ после России и Таджикистана. Однако процент освоения составляет всего 10%.
Почему сектор возобновляемой энергии не развит в Кыргызстане?
Из-за дорогостоящего оборудования «зеленая» электроэнергия может дорого обойтись конечным потребителям. По примерным подсчетам экспертов, цена на нее будет в несколько раз выше, чем действующие тарифы.
Справка: 0,009 долларов США за кВт/ч сегодня платит население, 0,025 доллара США – при потреблении свыше 700 кВт/ч. Для предприятий электроэнергия отпускается по 0,026 долларов США за кВт/ч.
Среди главных проблем, которые делают сектор ВИЭ непривлекательным для потенциальных инвесторов, – отсутствие покупателей и, несмотря на существование закона о возобновляемых источниках энергии, отсутствие четких механизмов – как подключаться к сетям и как продавать электроэнергию потребителям.
«А когда нет информации о том, кто предоставляет гарантии, по какому тарифу и в какой срок, сложно получить кредит в банке», – говорит председатель ассоциации ВИЭ в Кыргызстане Элеонора Казакова.
Хорошо. А что с новым положением? Оно что-то меняет?
Новый документ определяет правила игры на рынке ВИЭ:
- Четко обозначена ответственность уполномоченных органов. ГКПЭН будет определять политику в секторе ВИЭ, Госагентство по топливно-энергетическому комплексу (ГАРТЭК) – регулировать тарифы, а местные органы власти – решать вопросы по предоставлению земель.
- Поэтапно расписаны все процедуры, которые должен будет пройти производитель «зеленой» энергии или поставщик «зеленых» технологий прежде, чем стать полноценным участником рынка и пользоваться всеми предоставленными государством преференциями.
- Вводится понятие «реестр» субъектов ВИЭ. Это позволит уполномоченным органам посчитать точное количество участников рынка и ежегодный объем вырабатываемой ими возобновляемой энергии.
- Поставки «зеленой» энергии будут осуществляться по квотам и без квот, но только в распределительные компании страны, а также разрешается продавать ее частным субъектам и использовать для собственных нужд.
- Разработана типовая форма договора на поставку «зеленой» электроэнергии, которую требуют банки при выдаче кредитов.
Документ обязывает распредкомпании покупать «зеленой» электроэнергию у поставщиков по тарифу 0,034 доллара США за 1 кВт/ч. Для частных компаний – это гарантированная продажа.
«Выделяется квота на 275 мВт, которая равномерно распределяется по всем семи областям. Распредкомпании покупают электроэнергию у нас и перепродают ее либо населению, либо промышленным предприятиям, на свое усмотрение. Тарифная политика никак не меняется для конечных потребителей. Да, мы понимаем, что распредкомпании не зарабатывают. Но квоты специально были введены для того, чтобы у них не было финансовых проблем», – говорит председатель ассоциации ВИЭ в Кыргызстане Элеонора Казакова.
Как регулируются вопросы по предоставлению земель в рамках нового положения?
Земельные проблемы в рамках нового положения не решаются. Сегодня, по данным Ассоциации ВИЭ в Кыргызстане, дополнительно готовится пакет новых изменений в земельный кодекс страны.
Предлагается разрешить строительство установок с использованием ВИЭ на землях лесного фонда и предоставлять земельные участки в долгосрочную аренду. В этом случае вопрос о трансформации земель из одной категории в другую автоматически будет снят.
А преференции будут?
Да, предприятия, занимающиеся выработкой электроэнергии с использованием ВИЭ, освобождаются от налога на прибыль с момента сдачи объекта в эксплуатацию в течение 5 лет.
Гарантированная продажа «зеленой» энергии в распредкомпании в рамках квоты действует на протяжении 10 лет. А срок льготного периода для гарантированных поставок вне квоты определяет ГАРТЭК, исходя из показателей технико-экономического обоснования проектов по ВИЭ.
«Конечно, это первые шаги и впереди будет много трудностей. Но нам хотя бы начать и придать импульс развитию этого сектора. Но, с внесением изменений в законодательство по поводу договорной цены, надеемся, что ситуация будет меняться. Это уже следующий этап, над которым мы также будем работать. В этом случае, грубо говоря, если вы захотите купить у меня электроэнергию за 5 сомов, то я могу вам ее продать. Сейчас тарифная политика ГАРТЭК не позволяет этого делать.
Надо сказать, финансовые ресурсы у нас есть, нам не хватает ресурсов в госуправлении, чтобы помочь сектору ВИЭ. До сих пор нет странового документа, который определял бы цели и задачи сектора возобновляемой энергии. Разработка проекта стратегии развития ВИЭ была начата, но с ликвидацией министерства энергетики эта работа была приостановлена», – председатель ассоциации ВИЭ в Кыргызстане Элеонора Казакова.
К слову, в ГКПЭН в отделе продвижении проектов ВИЭ по всей республике работает всего три сотрудника.
Правила комментирования
comments powered by Disqus