Для Казахстана заседание ОПЕК+ прошло весьма удачно. Странам-участницам ОПЕК+ разрешили с января 2021 года увеличить добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки.
Но и ограничения в этот период до конца не будут сняты. Для стран ОПЕК+ они составят 7,2 млн баррелей в сутки от базового уровня.
Планы нарушила «вторая волна»
Аналитик EXANTE Андрей Чеботарев считает итоги заседания хорошим компромиссом.
— Изначально ограничения по сокращению нефтедобычи касались только 2020 года. С 2021 года добыча должна была увеличиться, но последствия кризиса удалось преодолеть не так быстро. Поэтому ряд стран выступили за продолжение сокращения на том же уровне, что и в 2020 году. Но Казахстан, по неофициальным данным, выступил против.
Чтобы не пустел Нацфонд
— Для нас, конечно, сокращать добычу невыгодно. Это напрямую влияет на Нацфонд и дефицит бюджета
В итоге, принято решение на котором настаивал Казахстан, и это весьма неожиданно — ведь мы не очень сильны в ОПЕК+. И даже было немного странно, что мы пошли не за Россией, которая вместе с Саудовской Аравией была готова к сокращениям.
Добычу останавливать нельзя
Чеботарев рассуждает об аргументах как в пользу сокращения, так и увеличения добычи нефти:
— Сторонники увеличения говорят о том, что на некоторых старых скважинах (в том числе в Казахстане и в России) очень невыгодно останавливать процесс нефтедобычи. Есть риск не запустить оборудование заново. Поэтому в России на некоторых месторождениях нефть попросту сжигали, так как из-за сокращения ее было некуда девать
Нынешний кризис, в отличие от прошлых, нахлынул очень быстро. Март 2020-го стал самым ужасным месяцем для фондового рынка, в том числе и для рынка нефти за всю историю. А ноябрь, наоборот, стал самым лучшим месяцем для фондового рынка за всю историю. И это все за один год! Это порождает ожидания, что произойдет резкое увеличение потребления, например, после создания вакцины от коронавируса.
Ожидают восстановления международных авиаперелетов, которые составляют основную часть потребления нефти. Сторонники снижения добычи говорят, что за полгода локдаунов нефти в хранилищах накопилось очень много. Эти запасы и нужно тратить, а не качать новую нефть, — рассказывает аналитик.
Пострадают люди
Андрей Чеботарев убежден, что ограничения по добыче нефти ставят под удар старые месторождения, в основном «Казмунайгаза». По неофициальной информации, именно он берет на себя львиную долю сокращений.
— Чем больше мы будем добывать, тем лучше. Это оживит экономику. К тому же, не стоит забывать, что в нефтесервисе у нас работает больше 80 тысяч человек — это только те, кто задействован в нефтедобыче. Многие из них могут остаться без работы, — подчеркивает он.
С ним солидарен и экономист Арман Байганов, который убежден, что уменьшение добычи приведет к сокращению персонала в нефтегазовой сфере. Он считает, что сохранившиеся ограничения ОПЕК+ по добычи нефти не будут соблюдаться. Нарушения этих предписаний бывали и раньше. В числе нарушителей был и Казахстан.
— Вряд ли Казахстан будет строго все соблюдать. Во-первых, наша экономика слишком сильно зависит от «нефтянки». Во-вторых, больше половины тех, кто добывает — иностранные компании. И они могут воспротивиться, — убежден экономист.
Правила комментирования
comments powered by Disqus