За четверть века после провозглашения нейтралитета Туркменистан стал закрытой страной, где в тюрьмах пропадают люди и нет даже намека на свободу слова. Европейский Союз недавно одобрил Глобальный режим санкций против нарушителей прав человека во всем мире. Повлияет ли это на Туркменистан?
Вторая книга президента во время пандемии
12 декабря Туркменистан отметил 25-летие своего нейтралитета. На одном из мероприятий, прошедших в Ашгабате, была представлена книга президента Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан – Родина нейтралитета». В 2015 году вышла его книга «Нейтральный Туркменистан». Кроме того, накануне Дня нейтралитета состоялась презентация переведенной на несколько языков книга Бердымухамедова «Духовный мир туркмен», изданной в сентябре этого года.
Чтобы не противоречить официальной позиции правительства о том, что Туркменистане нет COVID-19, в больницах страны такой диагноз пациентам не ставят. Однако зарубежные туркменские СМИ сообщают о нехватке коек в больницах страны, частых смертях и распространении «неизвестной болезни» даже среди детей. Подорожали продукты питания, очереди перед магазинами стали еще длиннее.
Этим летом власти проверяли мобильные телефоны жителей, а на пользователей VPN оказывали давление. Лимит на суммы денежных переводов родителей студентам, обучающимся за границей, снизили с 200 до 100 долларов. Активисты и их родственники подвергаются преследованиям. В стране часто нарушаются права женщин и детей.
Измерение свобод не меняет ситуацию
В недавнем докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) говорится, что трудовая миграция в Туркменистане, экономика которого находится в состоянии рецессии, приняла массовый характер и что независимым группам запрещено проводить мониторинг ситуации с правами человека. В организации заявили, что в стране нет свободы прессы. HRW охарактеризовала ситуацию с правами человека в Туркменистане как «катастрофическую» и отметили, что это «из-за изоляции страны и репрессивного режима Гурбангулы Бердымухамедова».
В Туркменистане нет оппозиционных изданий, а люди лишены доступа к международным СМИ. В стране есть только один или два независимых международных корреспондента с сильно ограниченными правами. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также выразила обеспокоенность исчезновением заключенных в Туркменистане и призвала Ашгабат решить этот вопрос. Сообщается, что более 100 человек находятся в тюрьме за свои политические взгляды.
Туркменистан – одна из немногих стран мира, которая еще не опубликовала официальные данные о пандемии коронавируса. В рейтинге свободы прессы Туркменистан занимает последние строчки списка вместе с Северной Кореей. В докладе госдепартамента США за этот год о торговле людьми говорится, что Туркменистан остается на одном уровне с Сирией и Венесуэлой.
7 декабря госдепартамент США сообщил, что Туркменистан является одной из стран, систематически нарушающих свободу вероисповедания.
Власти Туркменистана практически не предприняли никаких усилий по улучшению показателей, указанных в международных докладах. Иногда ответственные лица и вовсе не реагируют на них.
Глобальный режим санкций
Накануне Международного дня прав человека 10 декабря Совет Европейского Союза одобрил введение Глобального режима санкций за нарушения прав человека во всем мире. Сообщается, что это ограничение вступит в силу в следующем месяце. По словам официальных лиц, знакомых с вопросом, с начала следующего года будет создан «черный список» юридических и физических лиц, нарушающих права человека в мире.
Санкции предусматривают замораживание финансовых активов и запрет на выдачу виз. Кроме того, Евросоюз не может оказывать экономическую помощь тем, кто находится в «черном списке». Механизм санкций, который обсуждается уже год, аналогичен закону Магнитского 2012 года. Несмотря на то что документ США изначально был принят против российских чиновников, позже в него были включены нарушители прав человека и из других стран.
Предполагается, что Глобальный режим санкций Европейского союза предусматривает действия против лиц, признанных виновными в преступлениях против человечества, геноциде, пытках, рабстве, внесудебных казнях, торговле людьми и неоправданных преследованиях. Кроме того, под санкции могут попасть те, кто нарушает свободу собраний, притесняет тех, кто выражает свое мнение и нарушает свободу вероисповедания. Соединенные Штаты охарактеризовали режим санкций ЕС как «мощный инструмент для дальнейшего укрепления прав человека в мире и судебного преследования нарушителей прав человека во всем мире».
Акции, посвященные «Аркадагу»
В этом году в Туркменистане и за его пределами прошло несколько акций протеста против политики нынешнего правительства. Это стало беспрецедентным событием для Туркменистана. Внутренние митинги были вызваны нехваткой продовольствия, а протестующие за рубежом требовали соблюдения прав человека.
В городах Туркменистана люди выходили на улицы с лозунгами «Гурбангулы, исчезни!», были распространены листовки. Протестующие перед дипломатическими представительствами Туркменистана в США и Турции, а также у штаб-квартиры ООН на Северном Кипре скандировали лозунги, осуждающие репрессивный режим президента Бердымухамедова и требовали его отставки. Среди туркменской оппозиции распространено издевательское изменение титула «аркадаг» в «харамдаг» от слова и понятия харам. Такие же лозунги были написаны на банкнотах в Туркменистане.
Лидер движения «Демократический выбор Туркменистана» Мурад Курбанов говорит, что после акций протеста власти Туркменистана подвергли преследованиям родственников протестующих за рубежом.
– Как видите, на видео на Youtube некоторые активисты говорят, прикрывая лица. Боятся, что власти их узнают. Это свидетельствует о том, что туркмены, проживающие за границей, также лишены прав человека. Если туркменские власти узнают, кто они такие, они будут преследовать их родственников в стране. Полиция оказывает давление на их родственников и подвергает их избиениям. Вот почему туркмены, живущие за границей, беспокоятся о своих родственниках в стране, – говорит Азаттыку Мурад Курбанов.
«Санкции пугают руководство Туркменистана»
По словам Мурада Курбанова, президент Гурбангулы Бердымухамедов держит в своих руках все ветви власти. Авторитарный режим давно контролирует прессу.
– Вот почему Глобальный режим Европейского Союза пугает туркменское руководство, – говорит он Азаттыку.
Мурад Курбанов говорит, что движение, которое он возглавляет, работает с 11 правозащитными группами над созданием базы данных с доказательствами правонарушений Бердымухамедова и его окружения. По его словам, власти Туркменистана смогут прислушаться к требованиям людей только тогда, когда активы и счета нарушителей прав человека за рубежом будут заблокированы.
Главный редактор сайта Gundogar.org Байрам Шихмурадов, говорит, что «полицейский произвол, насилие, аресты, внесудебные расправы, пытки, исчезновения людей и нарушение базовых свобод – факты систематического совершения этих преступлений на территории Туркменистана неоднократно фиксировались и подтверждались соответствующими структурами ООН и ОБСЕ, в том числе, по инициативе европейских государств».
– Доклад ОБСЕ по Туркменистану от 2003 года, три резолюции Генеральной ассамблеи ООН о положении с правами человека в Туркменистане от 2004, 2005, 2006 годов, два доклада генерального секретаря ООН о положении с правами человека в Туркменистане от 2005 и 2006 годов – это только наивысший уровень международного осуждения, не говоря о бесчисленных решениях различных комиссий, комитетов и рабочих групп, – говорит он.
«Рано или поздно должна быть дана адекватная оценка»
По словам Байрама Шихмурадова, международные правозащитне организации Human Rights Watch, Amnesty International, Global Witness, International Crisis Group, Reporters Without Borders и многие другие неоднократно докладывали о систематичеких нарушениях прав человека в Туркменистане и прямой вине в этом руководства государства и правительства. Однако это ни к чему не привело. «Туркменский диктаторский режим отвергал любые обвинения, комфортно пользуясь тем, что механизмов реализации ответственности в отношении него до сих пор не существовало», говорит он, выразив надежду на то, что Глобальный режим санкций за нарушения прав человека Евросоюза ситуация сдвинется с мертвой точки.
– Однако для приведения в действие Акта Магнитского или Глобального режима санкций за нарушения прав человека Евросоюза по-прежнему требуется политическая воля руководства мировых держав. А ни у Европы, ни у США в Туркменистане никаких практических интересов нет, – говорит Байрам Шихмурадов Азаттыку. – Бердымухамедову, конечно, не хочется видеть свое имя в позорных санкционных списках рядом с Лукашенко, Путиным и другими впавшими в маразм от безнаказанности высокопоставленными коррупционерами. Рано или поздно, этому должна быть адекватная оценка.
Что стало с соглашением о правах человека
В преддверии утверждения режима Глобального режима санкций специальный представитель ЕС в Центральной Азии Питер Буриан заявил, что вопросы прав человека обсуждаются на двусторонних переговорах между ЕС и Туркменистаном. В интервью туркменской службе Азаттыка он охарактеризовал переговоры как «позитивные».
Однако Питер Буриан говорит, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Туркменистаном 1998 года не было ратифицировано. Из-за тяжелой ситуации с правами человека в Туркменистане Европарламент отложил принятие документа.
Спецпредставитель ЕС Питер Буриан сообщил, что, несмотря на все это, «по просьбе туркменской стороны» были созданы определенные механизмы для переговоров по правам человека.
Туркменистан объявил независимость в 1991 году. В 1995 году страна провозгласила постоянный нейтралитет. Прежний президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, получив статус «туркменбаши», фактически стал пожизненным президентом. В стране сформировался его культ личности. Гурбангулы Бердымухаммедов, пришедший к власти после его смерти в 2006 году, также стал авторитарным лидером после небольшой «оттепели».
Западные страны и международные организации не признали ни одни выборы ни при Ниязове, ни при Бердымухамедове.
Правила комментирования
comments powered by Disqus