Тегеран предложил Кабулу использовать против террористов «Армию Фатимидов»
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф предложил правительству Афганистана использовать в борьбе с террористами боевиков из организации «Фатимиюн» («Армия Фатимидов»). Фактически, Тегеран пытается разместить на афганской территории подконтрольные Корпусу стражей исламской революции (КСИР) вооруженные формирования. Официальный Кабул пока не ответил на предложение иранской стороны.
«Правительство Афганистана может использовать «Армию Фатимидов» в борьбе с террористами, - заявил несколько дней назад глава внешнеполитического ведомства Ирана Джавад Зариф. - Это лучшие силы, которые афганское правительство может использовать, если захочет». На каких условиях официальный Кабул может это сделать и против каких именно террористов использовать бойцов «Фатимиюн», шеф иранской дипломатии не уточнил. Судя по всему, Джавад Зариф пока решил прозондировать реакцию афганского правительства, сделав сенсационное предложение в интервью одному из кабульских телеканалов.
Вооруженное формирование «Армия Фатимидов» («Фатимиюн», «Лашкар-и Фатемиун») было создано иранскими спецслужбами в 2014 году для участия в сирийской войне на стороне президента Башара Асада. Основу этой «армии» составили афганские беженцы из числа хазарейцев-шиитов, проживавшие на территории Ирана. Бригада «Фатимиюн», преобразованная затем в дивизию, с лучшей стороны проявила себя в боях в Сирии: ее бойцы под руководством советников из КСИР активно воевали как против запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ), так и против вооруженных формирований сирийской оппозиции.
По разным данным, в ходе сирийского конфликта погибли от 3 тыс. до 7 тыс. граждан Афганистана, воевавших под знаменами «Армии Фатимидов» (некоторые эксперты называют еще более значительные цифры). В настоящее время численность «Фатимиюн» составляет около 20 тыс. человек – все они прошли военную подготовку и имеют большой боевой опыт.
«Иранцы не жалели афганцев во время сирийских боев, боевики «Фатимиюн» направлялись в самое пекло, - комментируют ситуацию эксперты «НГ» в Кабуле. – Вербовка афганских беженцев-эмигрантов в «Армию Фатимидов» далеко не всегда осуществлялась на добровольной основе. Многие молодые хазарейцы были вынуждены отправляться умирать за Башара Асада чтобы спасти от угрозы депортации свои семьи». Известно, что иранские военные обещали, в случае гибели бойца «Фатимиюн» в Сирии, предоставление гражданства Ирана, а также земельного надела его семье.
Сигнал Мохаммада Джавада Зарифа о готовности Тегерана предоставить боевиков «Армии Фатимидов» афганскому правительству для борьбы с террористами, очевидно, можно рассматривать как попытку иранской стороны на легальной основе разместить подконтрольные вооруженные формирования на территории Афганистана. При этом не ясно, кого именно само иранское руководство считает террористами.
Так, например, формально движение «Талибан» (запрещено в РФ) остается сейчас в «черном списке» Тегерана, однако, на практике тот же КСИР активно взаимодействует с талибами. Политические лидеры и полевые командиры «Талибана» регулярно бывают с официальными и тайными визитами в Иране, иранские спецслужбы поставляют талибам оружие и боеприпасы, используя «яростных мулл», в том числе, для срыва невыгодных Тегерану инфраструктурных и экономических проектов в западных провинциях Афганистана (например, в конкурентной борьбе Тегерана и Кабула за водные ресурсы в регионе). В этой связи остается открытым вопрос, будут ли боевики «Фатимиюн» воевать с боевиками «Талибана»? Или же они рассматривают в качестве своих врагов только ИГ?
В афганском сегменте социальных сетей реакция на предложение министра иностранных дел Ирана неоднозначна. Одни пользователи, прежде всего, из числа хазарейцев-шиитов, приветствуют возможность появления боевиков «Фатимиюн» на афганской земле. По их мнению, «это был бы лучший вариант» в борьбе с террористами. Другие афганцы, напротив, называют инициативу Джавада Зарифа «троянским конем», итогом которой станет военная интервенция Ирана в Афганистан с перспективой перехода под контроль Тегерана западных провинций страны.
Официальные представители афганского правительства пока не комментируют предложение главы МИД Ирана. Скорее всего, официальный Кабул либо предпочтет его не заметить, либо отвергнет в деликатной форме. Сегодняшнее руководство Афганистана, разумеется, заинтересовано в развитии партнерских связей с Тегераном в самых разных сферах. Однако оно не станет своими руками провоцировать дополнительную этноконфессиональную и политическую напряженность внутри страны, допуская на свою территорию тысячи вооруженных боевиков, подконтрольных иностранному государству.
Можно не сомневаться, что против присутствия проиранских шиитских ополченцев активно выступят афганские пуштуны, поддерживающие сегодня правительство президента Мохаммада Ашрафа Гани. Появлением боевиков «Фатимиюн» на афганской земле наверняка воспользуются и пропагандисты «Исламского государства», традиционно спекулирующие на противоречиях между суннитами и шиитами.
Другими словами, в случае принятия предложения Мохаммада Джавада Зарифа еще не факт, что борьба с терроризмом в Афганистане выйдет на новый, более эффективный уровень. Зато оно наверняка еще больше осложнит и без того нелегкую военно-политическую ситуацию в стране.
Правила комментирования
comments powered by Disqus