Жизненные артерии
Водные ресурсы Центральной Азии уже давно являются объектом повышенного интереса как для специалистов, так и в массмедиа. Связано это в том числе и с ворохом проблем и рисков вокруг, начиная от Аральской катастрофы и заканчивая прогнозами о дефиците пресной воды в будущем. И число подобных угроз со временем только увеличивается.
Между тем, Центральная Азия представляет собой регион богатый водными ресурсами.
Но в чем же тогда заключаются проблемы? В каком направление развивается гидроэнергетическая политика стран региона? И грозит ли региону нехватка пресной воды в будущем?
Как мы уже отметили, водных ресурсов в ЦА действительно много, из-за чего возникает некий парадокс относительно разговоров о ряде проблем с нехваткой воды. Спешим заметить, что реальные причины такого положения куда менее парадоксальны чем может показаться.
Главная проблема по мнению экспертов заключается в неравномерном распределение водных ресурсов в регионе. Основные запасы пресной воды ЦА сосредоточены в Кыргызстане и Таджикистане, на востоке региона водные артерии подконтрольны Китаю, в связи с этим, Казахстан уже сейчас сталкивается с проблемой нехватки воды, так-как около половины его поверхностных вод поступают из зарубежья.
В остальном же, сильно сказывается неконтролируемый, практически хищнический забор воды многими странами региона. Причины последнего также ясны, и заключаются в архаичной системе земледелия, «благодаря» которой расход воды на единицу продукции у нас может в 10 раз превышать общемировые показатели.
Согласно расчетам специалистов, качественная модернизация и более рациональное водопользование позволили бы экономить до половины стока трансграничных рек в год. Но введение современных агротехнологий вкупе с всеобщей модернизацией сельского хозяйства требует крупных инвестиционных вложений, как внешних, так и внутренних, а учитывая низкую инвестиционную привлекательность, с этим могут возникнуть проблемы. Тот факт, что основными запасами воды обладают беднейший страны региона, также добавляет беспокойство относительно возможных темпов исправления сложившегося положения.
Вот и получается, что неэффективное использование водных ресурсов и неравномерное их распределение по региону, а не дефицит воды как таковой, вызывают основные проблемы. Нам крайне не хватает водосберегающих технологий и бережливого подхода к имеющимся водным ресурсам.
Печальным примером иллюстрирующим масштаб нашей халатности, может служить Туркменистан, потребляющий на душу населения до 5.5 тыс. кубических метров воды, обходя США и занимая первое место в мире по этому показателю. И это в условиях, когда уже сейчас вырисовываются очертания будущего кризиса из-за нехватки воды в регионе.
Казахстан в этой ситуации отчасти является заложником сложившегося положения, и вынужден уповать на волю и добросовестность своих соседей по части использования вод трансграничных рек. Это делает Казахстан одним из наиболее уязвимых звеньев региона в контексте гидроэнергетической политики. Особенные риски чувствуются со стороны большого восточного соседа - КНР. Масштабное пользование вод Иртыша и Иле со стороны Китая в целях орошения почвы может привести к снижению стока этих рек до минимума.
Для Казахстана это означает тотальный водный дефицит для сельского хозяйства и промышленных мощностей, не говоря уже о потребностях населения. Попытки исправления вынудят на поиски иных способов добычи электроэнергии. Напоминаем, что данным момент ГЭС на территории республики приносят ей около 12% от общего объема вырабатываемой энергии.
К тому же может быть обострена проблема высыхания озера Балхаш, в случае чего, восточная часть озера рискует отделиться и обмелеть, это вызовет распространение соли по ветру на территорию страны и региона в целом. Как это уже не одно десятилетие происходит с солончаками, оставшимися при обмелении Аральского моря, которые регулярно наносят катастрофический урон экологии региона, и приводят к ускорению опустыниванию страны.
По поводу последнего, хотелось бы отдельно напомнить, что 58% территории страны и так занимают пустыни и полупустыни, дальнейшее их разрастание может нести катастрофические последствия.
Необходимо понять и разницу в приоритетах водно-энергетической сферы региона. Кыргызстан и Таджикистан находятся в зоне формирования водного стока, остальные же страны в области его рассеивания. Для первых это означает возможности фактического контроля львиной доли водных ресурсов региона. А для вторых это риски политического давления и даже шантажа со стороны других государств.
Также это означает заинтересованность Кыргызстана и Таджикистана в развитие гидроэнергетики. В то время как для остальных стран региона, приоритетными направлениями является использование водных ресурсов для орошения земли.
Пути решения сложившихся проблем вокруг водной энергетики и водопользования лежат в консолидации усилий и умении солидаризироваться.
Так или иначе, сиюминутные выгоды от использования рек и озер региона в свою пользу, в долгосрочной перспективе может нанести всем игрокам непоправимый урон. Реки соединяющие государства ЦА это жизненные артерии для всего региона, а бездумное их использование не будет вести ни к чему кроме гибели.
Правила комментирования
comments powered by Disqus