Как Кыргызстан справляется с контролем взрывоопасных веществ. Чему госорганов научил взрыв в Бейруте?
4 августа 2020 года стал для ливанского города Бейрут настоящей трагедией. На порту Бейрута прогремело сразу два мощных взрыва. Жертвами взрывали стали 170 человек. Официальные власти Ливана причиной взрыва назвали ненадлежащее хранение 2750 тонн аммиачной селитры на протяжении шести лет.- рассказывает Cabar.asia
Катастрофы со взрывами опасных веществ не являются новшеством и для Кыргызстана. Трагедия со взрывом бытовых газовых баллонов произошла в Бишкеке в 2019 году.
Тогда 8 ноября в Бишкеке прогремели сразу три мощных взрыва, которые после перешли в пожары. От точки общепита «Антошка» в центре столицы Кыргызстана почти ничего не осталось. В результате ЧП погибла молодая девушка – работница кафе, пострадали еще 14 человек. По предварительным данным милиции, причиной стал взрыв газовых баллонов.
Между тем, деятельность подобных заведений, как и других субъектов предпринимательства, профильные органы проверять не могут, так как в стране с 1 января 2019 года по 1 января 2021 года введен мораторий. Такие меры правительство страны обосновало желанием «не кошмарить» бизнес.
Как рассказал изданию CABAR.asia начальник Управлению по пожарному надзору Государственной инспекции по экологической и технической безопасности КР Таалайбек Омурзаков, введенный мораторий привел к крупным происшествиям с жертвами и пострадавшими. А после взрыва в «Антошке» и двух других серьезных пожаров Госэтехинспекция обратилась в правительство с тем, чтобы получить возможность на проверки на пожарную и техническую безопасность отдельные субъекты предпринимательства.
Опасный сезон для Кыргызстана
Одним из взрывоопасных веществ, который завозится в Кыргызстан ежегодно, по словам Таалайбек Омурзаков, является пиротехника. Он рассказал, что в канун Нового года в страну из Китая взвозится большое количество пиротехники, которое потом стихийно продается по всем регионам.
«В прошлом году в «сезон» у нас был мораторий и на основе этого мы не проводили проверки. Но во всех областях, в Бишкеке и Оше мы давали рекомендации по соблюдению безопасности, фактически же не могли проверять. В этом году мораторий убрали», – сказал он.
Омурзаков отметил, несмотря на то, что специально организовываются ярмарки, где продают пиротехнику при соблюдении всех требований, идут жесткие нарушения. В частности, по словам представителям Госэкотехинспекции, продажи осуществляются в выходные дни, когда контролирующие органы уходят на отдых или после 20.00.
«В то же время хотел бы отметить, что по нашему анализу, наше население стало меньше использовать пиротехнику, нежели это было 10 лет назад», – добавил он.
При несоблюдении норм взорваться в Кыргызстане может всё что угодно
Заведующий отделом промышленной безопасности Госэкотехинспекции КР Болот Ибраев рассказал, что одними из крупных взрывоопасных предприятий является «Газпром» и «Кыргызнефтегаз». Такие стратегические объекты Госэкотехинспекция может проверять только один раз в год. Однако, на эти предприятия мораторий не действует. Помимо этого, взрывоопасными в стране являются котельные. В Государственной инспекции рассказали, что ими проводится проверка котлов, нагревающиеся свыше 110 градусов.
Кроме того, опасность взрыва есть в хранилищах цистерн с нефтепродуктами. По словам представители Госэкотехиспекции, бесконтрольными такие объекты не остаются. Ведомством проверяется полный пакет технического состояния цистерн. Ибраев уверяет, что под жестким контролем находится допуск людей к этим объектам. В то же время из-за моратория проверка на этих объектах не ведется.
Помимо этого при ненадлежащем контроле взорваться в Кыргызстане может растительное сырье. К примеру, зерна на складах нужно хранить при необходимых условиях, иначе произойдет задымление, что приведет к взрыву.
Также к числу взрывоопасных объектов, как добавил Болот Ибраев, относятся комбинаты по производству мела. Пыль при производстве мела может взорваться при любом возгорании.
«Мы также проводим работу по предотвращению стихийной торговли бытового газа и его заправки в уличных условиях. Эта работа ведется у нас постоянно», – заверил заведующий управлением промышленной безопасности.
Между тем, события в Бейруте, где прогремел мощный взрыв, не вызывают беспокойства у проверяющего ведомства Кыргызстана. На вопрос «после ЧП в Ливане будут ли ведомства проводить дополнительную проверку», в Госэкотехинспекции ответили отрицательно, сославшись на мораторий.
Заведующий отделом горного надзора Госэкотехиспекции Жыргалбек Муратов рассказал, что ведомство также проводит проверку предприятий, занимающихся взрывными работами. Услугами таких компаний пользуются предприятия, занимающиеся разработкой недр. Крупные объекты по изготовке и хранению взрывчатых веществ есть в селе Серофимовка Чуйской области и в Жель-Арыке города Балыкчы. Однако, на два года эти объекты не проверяются из-за опять же моратория.
Опасность на каждом шагу
Председатель общественного объединения «Независимая экологическая экспертиза» Олег Печенюк считает, что взрывоопасные вещества в Кыргызстане в достаточных объемах продают буквально на улице. К таковым веществам относятся селитра для удобрения, которую в сезон полевых работ мешками продают на обочинах дорог, газовые баллоны, которые заполняют как бытовым путем на улице, так и на автозаправочных станциях. Вопрос не в наличии взрывоопасных веществ, а в обеспечении безопасности при их производстве, транспортировке, хранении, реализации и применении.
«Взрывчатое вещество можно сделать из чего угодно. Вопрос в другом – мораторий на проверку субъектов предпринимательства. На сегодняшний день из-за того, что введен мораторий на проверку, ограничен контроль за деятельностью субъектов предпринимательства. В том числе мораторий касается и многих видов опасной для жизни и здоровья, окружающей среды деятельности», – сказал он.
В качестве примера Печенюк рассказал, что Кеминском районе в 2018 году запущен завод по производству взрывчатки. В связи с введением моратория, данное предприятие контролирующие органы могут проверять по очень ограниченному количеству оснований.
«Практически если только что-то уже случится», – добавил он.
На его взгляд, важен вопрос охраны, проверок и контроля предприятий или мест хранения опасных веществ.
«На самом деле все будет безопасно, если вовремя отслеживать и применять соответствующие меры предосторожности», – считает эксперт Олег Печенюк.
По его словам, в данное время правительство Кыргызстана рассматривает вопрос продления моратория на проверки субъектов предпринимательства из-за пандемии. В то же время попытка снять нагрузку с субъектов предпринимательства может сказаться на реализации конституционных прав на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
Госэкотехинспекции могут вернуть право на проверки
Заместитель министра экономики Кыргызстана Бекболот Алиев сказал аналитическому порталу CABAR.asia о намерении ведомства вернуть некоторым надзорным органам возможность проверять субъекты предпринимательства несмотря на действующий мораторий. Он отметил, что речь идет о госорганах, которые проверяют объекты с точки зрения технической, санитарной или государственной безопасности. В числе таких служба Госэкотехинспекция и Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности.
«Вопрос исключения мы начали прорабатывать с начала пандемии. Как известно, мы предлагаем продлить мораторий на проверку бизнеса еще на год, то есть до 2022 года. Однако, в эту же инициативу мы предлагаем ввести исключения для определенных ведомств», – сказал он.
Алиев пояснил, что как только будет принято решение о продлении моратория, то с того дня снимется мораторий и для Госэкотехинспекции. Ведомства смогут проверять все субъекты предпринимательства на предмет безопасности.
«Мы все помним, что произошло в Бейруте», – отметил он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus