В аномально жаркие дни июля-августа 2013 года переход узбекско-казахской границы на всех участках («Гижт куприк» - бывший «Черняевка», «Майский», «Капланбек» и «Яллама») напоминал бои в горячих точках. Круглосуточно через границу в обе стороны «перетекает» многотысячный поток изможденных граждан, доведенных до точки кипения как многочасовым простаиванием в очередях под испепеляющим солнцем, так и унизительным отношением со стороны служащих погранично-таможенного контроля. Те, кто хоть однажды прошел этот «священный ритуал» пересечения заветной пограничной линии, хорошо знают, что слабонервным тут не место.
Главная причина всех злоключений людей на КПП – деньги, которые погранцы намерены «вытащить» любыми доступными способами. Недавно выяснилось, что на тех участках границы, куда не пускают посторонних, путешественники тоже подвергаются пыткам на солнцепеке. Причина одна - скрытая взаимная нелюбовь пограничников двух стран. Это восточный «роман» с национальными особенностями, который берет начало в давнем соперничестве лидеров Узбекистана и Казахстана.
«Кому война, а кому - мать родна…»
Граница для рядовых путников - это территория вне закона и вне кодекса чести, это зона беспредела, где все подчинено единственному правилу – сделать деньги. Не успев открыть дверцу такси, вы оказываетесь в окружении неопрятного вида женщин и мужчин, предлагающих за определенную плату свои услуги. Устали и не можете самостоятельно дойти до заветных ворот, или у вас большая поклажа? К вашим услугам громадные тележки (частые «клиенты» - пожилые люди), и за символические 2-3 тысячи сумов ($0,53-1,01) вас с вещами мигом подбросят куда надо. Не умеете заполнять декларацию? С вас 1.5 тысячи сумов, и заветная бумажка готова. Можно также «устроить» за 80-100 тысяч сумов (примерно $30-40) внеочередное продвижение через КПП. Нужна машина, чтобы вернуться назад или следовать дальше, в обход границы? Без проблем!
Все, кто участвует в этом порочном круге посреднических услуг, - «свои» люди на погранзаставе. Навязчивый «сервис» работает безотказно и круглосуточно. Цены несколько завышены, по наблюдениям, на питьевую воду (литровая бутылка обычной воды – 1.500 сумов) и туалет – 500 сумов за разовое посещение.
Та же муравьиная активность происходит и на другой стороне заградительных сооружений – в казахстанской части КПП «Жибек Жолу». Здесь все то же самое, но цены на услуги уже в разы дороже: казахи «пляшут» от экономического развития собственной страны. Единственная отличительная черта – если на узбекской стороне границы больше зелени, кругом чистота (милиция заставляет подбирать даже брошенные на землю окурки), то у казахов - голая пыльная земля под ногами и антисанитария.
Граница. Узбекская сторона
Одни из частых причин, по которым переход границы превращается в «переход через Альпы», - «сбой компьютерной техники вследствие отключения электричества» и, как объясняют сами таможенники, «нехватка штатных кадров». При этом ни словом не упоминают о «бумажках», предусмотрительно вложенных в паспорт и способных решить очень многие проблемы.
Не любят люди в военном камуфляже рассказывать и о том, как часто в многочасовых очередях под палящим солнцем людям становится плохо, дети падают в обморок, но «Скорую помощь» вызывают в исключительных случаях. У сидящих под кондиционерами служащих ответ чудовищно прост: «Не положено - граница!» Между тем, по рассказам очевидцев, только за неполные два последних месяца зафиксировано четыре случая, когда люди падали на месте, теряя сознание, среди них 5-летняя девочка и 82-летняя женщина.
О растущих масштабах коррупции и беззакония, существующих на этих режимно-стратегических объектах, осведомлены все без исключения ответственные лица по ту и другую стороны границы. Но никто не спешит ничего исправлять. Видимо, невыгодно и нерентабельно лишать «кормушки» сотни так называемых ревнителей правопорядка, стоящих на страже отработанной схемы узаконенного грабежа. Неважно, является ли должностное лицо узбеком или казахом – негласные правила «экспроприации» едины и там, и тут.
«Если вы не нужны своему президенту…»
Трудовых мигрантов-узбеков на границе всегда было больше остальных. В последние месяцы, по наблюдениям, их количество резко увеличилось: люди возвращаются с заработков домой. Осведомленные источники связывают это с двумя фактами: июньской критикой узбекского президентаИслама Каримова в адрес гастарбайтеров, когда он назвал их «лентяями», и дракой торговцев с полицией на московском рынке, которая мгновенно спровоцировала гонения на мигрантов в России.
Бесправную рабочую молодежь из Узбекистана, которую выдворяют из России и Казахстана и грабят по дороге домой контролеры всех мастей, на границе ожидают серьезные испытания.
«Нас (11 человек земляков) держали в очереди не час и не два, как остальных, а с утра и до позднего вечера, чтобы «разбираться» с нами без свидетелей, - рассказывает молодой человек из Кашкадарьи по имени Неъмат. - Когда подошла наша очередь, без объяснения причин приказным окриком заставили снова встать в «хвост» очереди. Хотя видели, что у одного из наших парней шла носом кровь. Приходится, стиснув зубы, молчать: если кто-нибудь в это время попытается призвать их к порядку, того вообще могут закрыть в «карцер» там же, по соседству. Когда предоставляется возможность, мы тоже мстим казахам. Но это потом».
По утверждениям мужчины, в ночь с прошлой пятницы на субботу 17 августа многие из стоявших в очереди на КПП «Жибек Жолу» слышали, как из закрытого помещения доносились крики: «Похоже, его там били, человек кричал: «Не трогайте меня! Отпустите! Помогите!». Об этом говорили также глухие звуки, напоминающие удары ногами».
Другой мужчина из Навоийской области Узбекистана, представившийся как Акрам-ака, рассказал, что его земляки, вынужденные возвращаться на родину в поездах, постоянно подвергаются невыносимым издевательствам и поборам со стороны представителей казахского погранично-таможенного контроля. В качестве примера он рассказал о случае на казахской станции Сары-Агач (вблизи погранзаставы «Капланбек»), который приключился лично с ним в конце июня.
«Мы с моим старшим сыном и его другом уже готовились сойти с поезда, когда под предлогом «неразберихи» с проездными документами нас попросили выйти в тамбур двое якобы представителей дорожной полиции. Друг сына попытался возразить, на что эти двое (в гражданской форме) бесцеремонно заявили, что «на своей земле» они могут с нами делать все, что им заблагорассудится. Один из них хамил нам в лицо: «Если вы не нужны своему президенту, то нам тем более. Либо «раскошеливаетесь», либо мы с вами будем разговаривать в другом месте». Ничего не поделаешь – пришлось отдать дорожным рэкетирам пять тысяч российских рублей».
Казахстан реагирует, Узбекистан молчит
Местный водитель Рахим-ака, который мог бы часами рассказывать о безобразиях при пересечении границы, вспоминает, как в начале июня этого года бойцы комитета госбезопасности Казахстана средь бела дня ворвались в здание таможни, разбив при этом даже оконные стекла, и в наручниках увели шестерых сотрудников таможни. «Чистка» последовала после того, как им поступил сигнал, что рэкетиры в погонах измываются над гражданами сопредельного государства, невзирая на возраст.
Таможенники тогда довели пожилую узбечку до слез: не выдержав многочасовых ожиданий и унижений, она зарыдала, упала навзничь, - и ей пришлось оказывать медпомощь. После этого, говорят, почти месяц здесь была тишь да благодать. А теперь, похоже, алчность таможни снова берет свое…
«На казахской стороне все же моментально реагируют на жалобы, особенно письменные, - подытоживает Рахим-ака. - Но если казахи боятся публичной критики в свой адрес, то узбекских служащих это особо не волнует: они уверены, что никто наверху не пожелает потратить свое драгоценное время на пограничные разборки. Страдают-то не они и не их близкие! Хоть в паспорте у нас и написано, что человек «находится под защитой Республики Узбекистан», но на деле это ничего не значит».
Смогут ли когда-нибудь узбекские чиновники научиться соблюдать элементарные человеческие права? Если бы хотели - у соседей бы, что ли, поучились. Например, тому, что для своих соотечественников казахстанцы создали облегченные условия для пересечения границы. Для граждан Казахстана есть отдельная очередь, где вперед пропускают аксакалов, беременных женщин и матерей с маленькими детьми. А на узбекской стороне даже нет места, где можно было бы отдохнуть…
Зато, рассказывают, для дипломатов, работающих в Узбекистане, создаются все условия для бесхлопотного пересечения границы. Замечено, к примеру, и не раз, как сотрудники посольств (чаще всех российского и польского), обладающие соответствующим «иммунитетом», зачастили в казахские магазины «за пивком хорошего качества», которое поставляется из России и продается дешевле, чем в Узбекистане.
Милиционер, дежуривший на КПП при подходе к погранзаставе «Гижт куприк», с сожалением заметил, что граница, судя по отчетам, «должна была отвечать требуемым нормам международного стандарта еще шесть лет назад, но этого не будет, как минимум, еще лет шестнадцать». На вопрос «почему» ответ был простой: «Народ у нас голодный, думают только, как бы карман набить… Настоящий порядок во всем требует дотошно-скрупулезного подхода, «на сытый желудок»…»
Правила комментирования
comments powered by Disqus