Число женщин-руководителей в Таджикистане растет. Так, по крайней мере, говорит статистика. За последние 10 лет количество женщин-менеджеров в государственных организациях выросло на 44.7%.
Несмотря на внушительный показатель роста, в абсолютном выражении количество женщин в топ-менеджменте страны остается по-прежнему ничтожно малым. Прекрасная половина занимает лишь 5% руководящих постов в госструктуре республики. К тому же в основном, женщинам в Таджикистане отведены должности замов. За исключением поста вице-премьера страны, в Таджикистане нет ни одной женщины-министра. А ведь, как показал опрос, проведенный независимой неправительственной организацией «Центрально-Азиатский Барометр» (ЦАБ), 74,2% жителей страны считают, что женщины могут быть хорошими руководителями. Традиционного для восточной страны мнения о том, что удел женщины - дом и воспитание детей, придерживаются лишь 21,9% респондентов.
Как к такому положению дел относятся сами руководительницы?
Почему женщинам в Таджикистане достаются лишь позиции заместителей?
Ирина Каримова, Председатель Академии образования: Я тоже задаю этот вопрос себе и другим. Не берусь судить о других отраслях, скажу об образовании. У нас нет, к сожалению, женщины - ректора ВУЗа, заведующей областным отделом образования и т.д. Хотя воспитание и просвещение детей относят к ряду женских профессий. Но руководить, все же, нам не дают. Наверное, действует стигма «хранительница очага». Но почему-то, когда нужно кормить семью, и женщина идет работать на базар, про эту стигму забывают.
Замира Самадова, директор «Имкон Консалтинг»: На мой взгляд, у женщин в Таджикистане преобладают другие ценности (дом, семья, ребенок). Амбициозных женщин у нас не так много.
Гульбахор Махкамова, генеральный директор Национальной ассоциации деловых женщин: Наше общество по своей сути патриархально. Конечно, женщин ставят на руководящие посты и должности. Их даже в нашем парламенте немалое количество. Но это скорее формально. Для галочки. На деле все выглядит по-другому. В наших мужчинах глубоко в подсознании сидит страх, что женщина отойдет от своей «женской сути» и забудет о своем «предназначении», если слишком будет увлекаться карьерой. Потому и не пускают ее в самый верх. Понимание того, что женщина может быть отличным работником, есть. Она старательна, ответственно подходит к делу, исполнительна, аккуратна, у нее развита интуиция. Такие качества нужны в любом деле: как в государственном управлении, так и в бизнесе. Вот, в качестве “исполнительных аккуратных помощниц” нас и держат на позициях заместителей и руководителей отделов, не доверяя большего, считая, что для женщины это потолок роста. А зря.
Удивил ли вас тот факт, что подавляющее большинство населения, 74%, положительно относятся к увеличению числа женщин-руководителей?
Матлюба Ульджабаева, председатель правления Национальной ассоциации малого и среднего бизнеса: Меня это не удивило. На данный момент, я считаю, все хотят видеть больше женщин среди руководителей министерств и ведомств. Ведь женщина лучше и бережнее управляет семьей, значит так и будет управлять производством.
Гульбахор Махкамова, генеральный директор Национальной ассоциации деловых женщин: Раньше кормильцем был мужчина, карьера для женщины была не актуальна. Общество четко определило ее роль – мать, хранительница очага. Но за последние двадцать лет произошла серьёзная трансформация, прежде всего роли мужчины. Массовая безработица, смена социального строя, крушение идеалов и прежних ценностей пошатнули устои и изменили роль мужчины как добытчика. Мужчины, по-моему, до сих пор находятся в состоянии растерянности. Женщин тоже затронула безработица, но у нее на раскачку не было времени - детей кормить надо. Учительницы, врачи пошли мыть посуду, торговать на базар. Сегодня женщина управляет семьей, автомобилем, бизнесом. И общество уже приняло образ женщины-руководителя. Теперь дело осталось за малым - чтобы и верхи начали доверять женщине дипломатические и министерские портфели. Я думаю, наши женщины сегодня способны управлять и ведомством, и областью, и страной».
Низкое присутствие женщин в высшем менеджменте – характерное явление не только для Таджикистана, но и для всего мирового сообщества. Если сравнивать показатели участия женщин в национальных парламентах, то Таджикистан, имея в Маджлиси Оли 17,5% женщин, обогнал такие страны как Япония (9,4%), Россия (14%), США (16,8%) и Италия (17,3%). Среди стран Центральной Азии по количеству женщин в парламенте таджикский Маджлиси Оли разделил второе место с узбекским Олий Мажлис.
Но следует признать, что даже несмотря на то, что наши представительницы народной власти обогнали по количеству своих коллег из развитых стран, мы все же отстаем по показателям достижения равных прав и возможностей. Если, к примеру, на западе женщинам удалось добиться равных прав в семье и в обществе в целом, то таджикским карьеристкам приходится воевать сразу на двух фронтах. Если женщина на западе может сделать выбор в пользу карьеры, и ее никто не осудит, у нас такой выбор просто невозможен.
Гульбахор Махкамова: «Неравноправие я ощутила в период учебы в университете и на первых порах становления карьеры. Женщине не на кого переложить рождение и воспитание детей, ведение хозяйства. Все это сложно совмещать с учебой, работой. На собственное развитие не остается времени. Отсюда и разные стартовые позиции у мужчин и женщин».
То, что абсолютное большинство таджикистанцев поддерживают рост числа женщин-руководителей, говорит о том, что общество Таджикистана принимает образ женщины-лидера. Станет ли наметившаяся тенденция реальностью, покажет время.
Правила комментирования
comments powered by Disqus