90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Старейшая русскоязычная газета Самарканда оказалась на грани исчезновения

20.02.2021 13:00

Общество

Старейшая русскоязычная газета Самарканда оказалась на грани исчезновения

«Нас лишили самостоятельности, здания и имени»

«Самаркандский вестник» — одно из старейших периодических изданий в Узбекистане — переживает критические времена. Газета может лишиться главного своего имущества — здания, в котором располагается. Редакцию единственной русскоязычной газеты Самарканда попросту не допустили до объявленных на днях открытых торгов по приватизации госимущества...

Источник: «Нас лишили самостоятельности, здания и имени»

Будущее «Самаркандского вестника», которому в 2022 году должно исполниться 105 лет, туманно и неопределенно, — рассказывает редактор этой газеты Анастасия Павленко, письмо которой в редакцию «Ферганы» мы публикуем полностью и без изменений.

12 февраля 2021 года на сайте Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан, на основании Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» от 27 октября 2020 года, был размещен список государственных активов, подлежащих реализации. В числе прочих объектов, предлагаемых продать на публичных торгах частным инвесторам, были указаны газеты, издательства и журналы, зарегистрированные в формах ООО, ГУП и АО.

Однако в опубликованном списке вместо государственного унитарного предприятия «Объединенная редакция газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник» фигурирует только ГУП «Зарафшон газетаси» — без упоминания старейшего издания в Республике Узбекистан газеты «Самаркандский вестник».

В сопроводительном документе о выставляемом на торги объекте указывается дата создания ГУП «Зарафшон газетаси» — 2012 год, адрес — г. Самарканд, улица Турсунова, 80, площадь здания — 2 567 кв.м, уставной фонд в размере 1,1 млн. сумов (около 100 долларов по текущему курсу). Государственная доля данного ГУП — 100 процентов.

Надо отметить, что вопрос о дальнейшем положении «Самаркандского вестника», редакция которого была объединена в силу объективных причин с редакцией газеты «Зарафшон» в январе 2012 года, волновал коллектив с первого дня публикации упомянутого выше президентского указа. Данные газеты являются государственным предприятием, учредителями которого являются Самаркандский областной хокимият и областной Кенгаш народных депутатов. Но уже с первых же запросов о положении дел с активами редакции в адрес госкомимущества выяснилось, что учредителем является только Самаркандский областной хокимият. При этом, однако, с января 2012 года до 13 февраля 2021 года в выходных данных всегда указывались два учредителя – Самаркандский областной Кенгаш народных депутатов и областной хокимият.

Непонятная и неприятная ситуация сложилась с главным активом редакции областных газет — со зданием, которое в конце 80-х годов прошлого века было специально построено на деньги подписчиков для редакций газет, называвшихся тогда «Ленинский путь» и «Ленин йули». Эти названия они сменили в 1991 году с обретением Республикой Узбекистан независимости. Тогда же новыми учредителями стали областной Кенгаш народных депутатов и областная администрация.

21 ноября 2020 года хоким Самаркандской области издал распоряжение о передаче с баланса объединенной редакции областных газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник» трехэтажного здания на баланс Самаркандского областного управления информации и массовых коммуникаций по нулевой стоимости. Это стало полной неожиданностью для коллектива редакции газеты «Самаркандский вестник», на этаже которой арендует несколько помещений областное управление АИМК.

Здание являлось муниципальной собственностью, однако редакция была хозрасчетной организацией, поэтому за все услуги и налоги платили исключительно из собственных средств, заработанных в ходе подписки и рекламной деятельности. Согласно Указу Президента от 27 октября 2020 года редакции должны будут приватизироваться, а значит, все госактивы должны перейти в распоряжение новых учредителей газет. Учредителями газет могут быть, согласно закону, сам трудовой коллектив либо другие физические и юридические лица.

В отношении газеты «Самаркандский вестник» на прошедшем собрании коллектива редакции 25 ноября 2020 года областной Русский культурный центр уже заявил о своем желании войти в соучредители. Но получилось, что при образовании новых ООО, которыми должны были стать областные газеты, их лишили самого главного – помещения, в котором они осуществляют деятельность почти 40 лет.

Теперь получается, что спустя два месяца ГУП «Зарафшон газетаси» выставляется на торги вместе со зданием, но без упоминания «Самаркандского вестника», на покупку которого уже есть заявки.

Отсюда возникает ряд вопросов.

- Каким образом Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан выставляет на торги отдельную редакцию газеты «Зарафшон», когда это объединенная редакция?
- Как получилось, что годом постройки здания редакции указывается 2012 год, когда капитальный ремонт был сделан в 2015 году, а само здание построено в 1979-1980 гг.?
- Почему в представленном документе нет оценки имущества редакций?
- И когда, в конце концов, образовалось ГУП «Зарафшон газетаси»?

К сожалению, после выхода Указа Президента РУз о порядке разгосударствления печатных изданий никаких дополнительных пояснений не было опубликовано, хотя существуют Законы «О разгосударствлении и приватизации» и «О конкуренции», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке проведения электронных торгов по реализации объектов государственной собственности и предоставления в аренду государственного имущества» и другие, регламентирующие этот порядок.

Главный редактор объединенных редакций Фармон Тошев тоже никак не вносил ясность в этот вопрос до недавнего времени, когда на сайте «Озодлик» была опубликована статья о том, как редакционные деньги в нарушение законодательства республики отдаются частным фирмам под проценты. Эта новость вызвала неприятные подозрения в адрес главного редактора, который одновременно является сенатором Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Однако господин Тошев уверил, что данные финансовые сделки соответствуют Уставу объединенной редакции.

Здесь стоит подчеркнуть, что Устава объединенной редакции, который должен быть в открытом доступе, в настоящее время нельзя найти. Его просто скрывают.

Также возникают обоснованные подозрения в том, что идет постепенное сокращение присутствия русского языка на территории страны, которое отражается на функционировании русскоязычных газет.

«Самаркандский вестник», будучи государственной газетой, несмотря на развитие электронных СМИ, пользуется спросом у населения. На страницах газеты часто печатаются критические и аналитические статьи, поднимаются острые вопросы социально-экономической жизни, также публикуются материалы об истории Самарканда.

В планах издания, которое готово стать независимым, — продолжение политики популяризации русского языка и культуры в стране, открытие учебных курсов, развитие электронной версии газеты и многое другое.

Но искусственным путем, которому еще дадут правовую оценку юристы, газету на русском языке пытаются нивелировать до уровня переводной, а впоследствии сделать вкладышем к газете «Зарафшон».

Тем самым русскоговорящее население Самарканда, который всегда славился своей толерантностью, будет лишено альтернативной информационной площадки на русском языке.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://fergana.agency/articles/121718/

20.02.2021 13:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Мигранты. Истинные цифры о преступности

Досье:

Курманбек Сапарович Дыйканбаев

Дыйканбаев Курманбек Сапарович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
815,9 тыс. детей

родились в Узбекистане в 2019 году

«

Май 2021

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31