Серия убийств религиозных и общественных фигур, совершенная за последние полтора месяца в Кабардино-Балкарии, РСО-А и Дагестане, демонстрирует неизменность тактики экстремистов, заключающейся в поддержании нестабильности в регионе и постепенном втягивании Северной Осетии в объединенный "исламистский фронт". Отметим, что в 2012 году уже произошло идеологическое, а отчасти и организационное оформление подобной связки северокавказских и поволжских (в первую очередь, татарстанских) джихадистов.
26 декабря 2012 года на трассе Владикавказ-Чми был застрелен заместитель муфтия РСО-А Ибрагим Дударов. Он более десяти лет учился в Саудовской Аравии и, по мнению единоверцев, был наиболее образованным в среде осетинских мусульман. Жестко придерживаясь канонов ислама, Дударов не призывал к джихаду на территории Осетии и РФ, с уважением относился к РПЦ и видел основную задачу в дагвате (проповеди) ислама в республике. Заинтересовавшиеся исламом молодые люди нередко обращались за разъяснениями именно к Дударову, хотя широкому успеху проповеди, особенно среди некоторых групп осетин, мешало наличие у него ингушской родни.
Бывший муфтий Северной Осетии Али хаджи Евтеев, летом 2010 года покинувший пост в результате скандала вокруг интервью, в котором он откровенно рассказал о своем исламистском прошлом, а также его соратники сразу поставили убийство Дударова в один ряд с аналогичными случаями в отношении мусульманских ученых Курмана Исмаилова (Ставропольский край) и Муртазали Магомедова (Дагестан).
Ряд обстоятельств позволяет провести параллели с июльским убийством де-факто заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова. Дударов и Якупов руководили в своих ДУМ управлениями духовного образования, не вступали там в конфликты интересов, не занимались финансовыми и хозяйственными вопросами. Таким образом, материально-бытовые или "конкурентные" мотивы убийств можно практически полностью исключить.
Так кто и зачем убил Ибрагим Дударова? Следствие пока не ответило на этот вопрос. Медиа-флагман федерального исламистского лобби - интернет-портал "Кавказская политика" (главный редактор - Максим Шевченко) посвятил происшедшему ряд материалов. Мусульманская община Северной Осетии предстает в них в качестве "третируемой группы людей", якобы постоянно подвергающейся необоснованным преследованиям со стороны силовых структур, а наличие в республике исламистского подполья категорически отрицается.
В одном из текстов убийство Дударова названо не первым "в череде провокаций в отношении мусульманского сообщества в Осетии", а целью его обозначена "эскалация напряженности в мусульманской общине республики". Там же бездоказательно постулируется, что "по республике свободно перемещаются вооруженные группы "эскадронов смерти" (1). Эти мифические "эскадроны" еще не раз появятся в аналогичных публикациях (2).
Главная версия, вброшенная исламистским лобби, сводится к тому, что Дударова якобы "убили силовики". Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль назвал убийство следствием "разжигания местными правоохранителями тех исламофобских настроений, которые и так развиты в регионе" и "расправой со стороны исламофобских групп республики". "Если она (правоохранительная система - прим.) своими действиями не будет провоцировать новые столкновения, возможно, ситуация наладится, но обстановка там (в Осетии - прим.) остается крайне напряженной" (3), - считает Джемаль-старший. "Местными силовыми структурами взят курс именно на вычищение мусульман из республики, а не какой-то одной из групп мусульман" (4), - вторит отцу журналист Орхан Джемаль, по-видимому, плохо представляя себе положение дел в Осетии, где отсутствует дискриминация по религиозному признаку. Характерно, что во всей этой лоббистской кампании изначально наличествует четко антиосетинская составляющая, но это тема для отдельного материала.
Еще один журналист-исламист Магомед Туаев возложил ответственность на некие "силы, которым не нравится, что в Северной Осетии стабилизируется ситуация" и которые якобы "всеми силами стремятся ввергнуть регион в хаос и превратить его в то, что мы сегодня видим в соседних республиках" (5). Заместитель муфтия РСО-А, бывший следователь по особо важным делам Феликс Цоков также считает, что убийство Дударова "выгодно тем, кто хочет войны в Северной Осетии". "Среди российских силовиков есть группы, которые хотят конфликтов на Кавказе, потому что это им приносит дивиденды, - разъясняет он свою мысль. -... Последние несколько лет именно силовики своими противоправными методами работы загоняют молодежь в леса, к боевикам. Такой сценарий применялся в свое время в Кабардино-Балкарии, а теперь этот кабардинский сценарий активно претворяют в жизнь и в Северной Осетии" (6). Навязчивая параллель с ситуацией в КБР, ставящая все с ног на голову, кочует из одного комментария в другой.
"Правда настоящая кроется в том, что Ислам в моей республике объявлен вне закона, - утверждает Али хаджи Евтеев (его-то эмоции еще можно понять). -... В нашей республике все предельно ясно. Мусульманам нельзя давать развиваться. На всех уровнях. И особенно в направлении созидания" (7). Но, как совершенно правильно замечает один из комментаторов статьи Евтеева, "убийство может быть делом рук тех сил, которые добиваются дестабилизации ситуации в Осетии по примеру Ингушетии, Дагестана и КБР. Им же на руку и подобные публикации, которые настраивают верующих против власти".
Не остались в стороне не только исламисты и их лоббисты, но и наши западные "друзья". Тему "убийства Дударова силовиками" немедленно подхватил сотрудник курирующего т.н. "черкесский вопрос" Джеймстаунского фонда (США), идеолог выхода Осетии из состава РФ Валерий Дзуцев. "Психология силовиков примерно такая: пока ислам не пустил глубокие корни в республике, поэтому если мы уничтожим физически несколько ключевых фигур, то мы сможем затормозить ползучую исламизацию Северной Осетии, - "объясняет" он. - Другое нехитрое соображение силовиков заключается в том, что нужно спровоцировать исламистов республики на какую-то противозаконную акцию, чтобы "высунулись все мусульманские недобитки" и чтобы их можно было разом уничтожить". Силовики якобы "сознательно идут на создание ситуации в Северной Осетии, подобной той, что в Кабардино-Балкарии", полагает Дзуцев, отмечая, правда, что "мне непонятно, зачем им это надо" и называя данный сценарий "политическим решением" (8).
В январе 2013 года данный тезис озвучила и радиостанция "Эхо Кавказа" (подразделение радио "Свобода"). "Давление силовых структур на мусульман Северной Осетии приобретает угрожающие масштабы", - утверждает автор материала, ссылаясь на "российских экспертов", в первую очередь, того же Орхана Джемаля, и вновь поминая Кабардино-Балкарию. Он считает, что в этой республике "силовики на протяжении нескольких лет изживали мирную исламскую общину как явление чуждое местной национальной традиции", и в результате "власти радикализировали и сплотили исламскую молодежь" (9), своими руками создав вооруженное подполье. О том же и теми же словами постоянно твердят и некоторые российские "правозащитники", беспокоящиеся главным образом о правах исламистов, но не их жертв.
Показательно, что после двойного теракта в Казани 19 июля 2012 года, когда муфтий Татарстана Илдус Файзов был ранен, а Валиулла Якупов убит, те же самые лоббисты-"журналисты" (Шевченко, Джемаль и др.) и медиа-структуры ("Ансар.ру", "Кавказская политика" и т.п.) точно так же обвиняли в причастности к покушениям силовые структуры, якобы заинтересованные в дестабилизации в Татарстане, а заодно и экспертов, ранее неоднократно предупреждавших об усилении в РТ исламистского влияния. Виновными, правда, оказались исламские радикалы, уничтожить часть которых удалось только в результате контртеррористической операции в центре Казани (в ее ходе погиб майор ФСБ Сергей Ашихмин).
Случайность ли это? Разумеется, нет.
"Перевод стрелок" с исламистов, в том числе взявших в руки оружие, на власти и силовые структуры, якобы вынудившие их сделать это - характерный прием исламистского лобби и работающих в связке с ним либералов-"правозащитников". Без ответа, однако, остается главный вопрос - зачем силовикам обострение ситуации, не важно, в Татарстане ли, в КБР, в Северной Осетии, в России в целом? Зачем им убивать Дударова и Якупова, да и кого бы то ни было вообще, если речь не о людях, выбравших "лес" и открыто противопоставивших себя государству?
Аргумент насчет "дивидендов", якобы получаемых силовиками (обычно имеются в виду деньги, должности и погоны), не выдерживает критики. Актуален он лишь для людей, слабо представляющих, что такое спецоперации, на которых, в отличие от интернета, могут и убить. Счет погибшим правоохранителям давно идет на сотни. Какие "звездочки" оправдывают этот риск, о каких деньгах идет речь? Впрочем, так же нелепы и заявления правоохранителей, сводящих мотивацию исламистов к тем же деньгам или социально-экономическим условиям.
Так к чему правоохранителям искусственно "радикализировать" мусульман, когда распространение экстремистских идей в исламской, особенно молодежной среде, и без того идет полным ходом и отнюдь не благодаря работе ФСБ и МВД? Кому в здравом уме может понадобиться повторение Нальчика-2005 или Казани-2012, после которых десятки людей в погонах потеряли карьеру и деньги, а многие - и жизнь? Как совершенно верно заметил в недавнем выступлении на радиостанции "Радонеж" Роман Силантьев, наградят или накажут врача-эпидемиолога, в зоне ответственности которого разгорится опасная эпидемия? Наградят или накажут начальника ДЭЗа, на участке которого зимой лопнут трубы, оставив микрорайон без воды и отопления? Точно так же (пример, понятно, утрированный) оценивают и деятельность силовых структур. Особенно в преддверие казанской Универсиады-2013 и сочинской Олимпиады-2014, до которых осталось соответственно полгода и год.
Наверное, эти вопросы задает себе не только Валерий Дзуцев. Туаев, и тот честно отмечает, что сторонники версии "Дударова убили силовики" "достаточно сдержаны в комментариях за отсутствием доказательств совершенно явной, на их взгляд, ситуации" (10). Действительно, если отбросить абсурдное предположение, что в российских силовых структурах служат исключительно монстры-исламофобы, не за страх, а за совесть воюющие против собственного государства и сограждан, то "повесить" убийство Дударова и других мусульман на силовиков никак не получится. Им совершенно не нужны, простите за цинизм, лишние проблемы. Очевидно, что не нужны они и властям субъектов федерации - хотя бы потому, что демонстрируют федеральному центру неполный контроль над ситуацией в регионе, а на этом фоне возможны и оргвыводы. В Дагестане их уже дождались.
Получается, что теракты не нужны никому, кроме радикалов. Да, "Имарат Кавказ" не взял на себя официальной ответственности за гибель заместителя муфтия РСО-А. Однако на джихадистских сайтах появились сообщения из "вилаята Галгайче", согласно которым "минувшей ночью на окраине города Буро (оккупационное название "Владикавказ") был расстрелян заместитель марионеточного муфтия т.н. "северной Осетии" Ибрагим Дударов". Информацию об этом, выдержанную в тех же формулировках, включили и в "сводку Джихада в Имарате Кавказ с 21 по 31 декабря 2012 года".
Из всего этого следует, что наиболее вероятной причиной убийства Дударова является последовательное устранение исламистами молодых образованных носителей традиционных исламских знаний, которые, будучи способны убедительно разоблачить формы и методы деятельности экстремистов, потенциально составляют им идейную конкуренцию. В этом смысле ликвидации Дударова, Исмаилова, Магомедова, да и Якупова, при всех личностных и идейных различиях этих мусульман - действительно звенья одной цепи. Истребление молодого поколения богословов наносит серьезный ущерб традиционному исламу как в организационном (запугивание и дезориентация мусульманского сообщества), так и в интеллектуальном планах.
Высокая "плотность" знаковых убийств, совершенных исламистами в декабре 2012 года - январе 2013 года в соседствующих с РСО-А Кабардино-Балкарии (журналист центрального телевидения Казбек Геккиев, ректор Аграрного университета Борис Жеруков, убитые членами одной экстремистской группировки) и Дагестане (судья Верховного суда РД Магомед Магомедов) выявляет умысел их организаторов на дальнейшую дестабилизацию обстановки в СКФО. Как справедливо отметил старший научный сотрудник РИСИ Артур Атаев, убийства известных общественных и религиозных деятелей - один из методов поддержания напряженности в регионе, как правило, предшествующий еще более масштабным актам со стороны участников незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических групп.
При этом вопрос о наличии в РСО-А собственного исламистского подполья остается дискуссионным, хотя ряд признаков свидетельствует, по крайней мере, о начале его формирования. Ранее теракты здесь совершалось представителями соседних республик, прежде всего, Ингушетии. Однако после убийства исламистом-осетином народного поэта Осетии Шамиля Джикаева (май 2011 г.) факт наличия радикалов непосредственно в осетинской мусульманской среде очевиден, в общем-то, для всех. В течение года этот вопрос, скорее всего, прояснится окончательно.
Ситуация внутри и вокруг мусульманского сообщества Северной Осетии развивается практически по тому же (естественно, с учетом региональных особенностей) сценарию, что и в Татарстане, отставая от него примерно на год. Республика находится не в безвоздушной среде, а значит, общие тенденции, хорошо заметные в других регионах с относительно крупными мусульманскими общинами, будут проявляться все заметнее. Исходя из этого, можно достаточно уверенно прогнозировать дальнейшее развитие событий.
События последнего полугода - "точка невозврата", которая определит дальнейший путь развития российского ислама в целом. Длившееся много лет позиционное противостояние традиционалистов и исламистов переходит в лобовое столкновение сторонников этих религиозно-политических идеологий. "Или мы - их, или они - нас" (11). И это касается как журналистов, экспертов и общественных деятелей, так и рядовых мусульман и "марионеточных муфтиев" (это определение джихадистов тоже отнюдь не случайно). С кем вы, мастера культуры? Быть патриотом Осетии и России, переживать из-за Дударова и Якупова, одновременно возлагая ответственность за их гибель на силовиков, которым абсолютно не нужна эта головная боль, в общем, ни Богу свечка, ни черту кочерга - этот вариант больше не работает. Поскорее бы нам всем это осознать.
Источник: navoine.ru
Правила комментирования
comments powered by Disqus