90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан ожидает дефицит поливной воды. Что это значит для Таджикистана?

04.03.2021 15:00

Энергетика

Узбекистан ожидает дефицит поливной воды. Что это значит для Таджикистана?

Когда летом прошлого года Таджикистан помог соседям с водой, многие, в том числе, специалисты, говорили, что из-за этого – из-за нехватки воды уже в самой республике в осенне-зимний период был введен энерголимит. 

Узбекистан может столкнуться с таким же острым дефицитом воды в поливном сезоне, который наблюдался в 2008 году, сообщили на прошлой неделе узбекским СМИ в Министерстве водного хозяйства этой республики.

Такой прогноз сделан на основе данных, полученных при анализе гидрометеорологической ситуации в республике.

Ожидается, что в вегетационном периоде (с апреля по сентябрь), когда происходит рост и развитие растений, ожидается сильное снижение объема воды трансграничных реках Амударья и Сырдарья.

По данным Минводхоза РУ,  если количество выпадающих сейчас осадков останется на нынешнем уровне, в вегетационном периоде уровень водоснабжения будет ниже нормы на 25%, то есть, он опустится до уровня 2008 года.

В настоящее время водохранилища Узбекистана запасаются водными ресурсами, однако на данный момент уровень запасов уже ниже, чем в предыдущие годы.

В Минводхозе Узбекистана надеются на обильные мартовские осадки и накопления достаточных водных ресурсов для спасения сельскохозяйственной отрасли, за счет которой формируется пятая часть ВВП соседней республики.

Что мы имеем?

В формировании стока рек участвует 90% территории Таджикистана, говорится в оценках Министерства энергетики водных ресурсов республики.
Основу водных ресурсов страны составляют ледники, реки, озера, водохранилища и подземные воды.

На территории Таджикистана образуется ежегодно в среднем 64 кубических километров (км³), из которых свыше 98,2% формируют бассейн реки Амударья, а около 1,8% - бассейн реки Сырдарья.

Реки Таджикистана, в свою очередь, формируют в среднем в год 55,4% стока бассейна Аральского моря.
Среднегодовые осадки в республике составляют порядка 760 мм, варьируют от 100 мм в некоторых отдельных регионах юга страны до 2400 мм в высокогорьях Памира.

Согласно последним данным, водные ресурсы трансграничных рек (Амударья и Сырдарья) распределены среди стран региона следующим образом: сток реки Сырдарья: Узбекистан - 50,5%, Казахстан - 42%, Таджикистан - 7%, Кыр­гызстан - 0,5%; сток реки Амударья: Узбекистан - 42,2%, Туркменистан - 42,3%, Таджикистан - 15,2%, Кыргызстан - 0,3%.

Как Таджикистан уже помогал и может помочь?

По данным Минэнерго и водных ресурсов Таджикистана, республика фактически использует всего 17-20% воды, формирующейся на ее территории.

При этом нужно понимать, что республика является всего лишь водопользователем, а не  потребителем, как страны низовья трансграничных рек.

Таджикистан потребляет незначительные объемы водных ресурсов в сельскохозяйственных целях по той простой причине, что 93% территории республики составляют горы.

Вода, главным образом, нужна Таджикистану для производства электроэнергии. Следственно, определенный объем воды в весенне-летнем периоде накапливается резервуарами ГЭС, чтобы воспользоваться этими запасами для выработки электричества в осенне-зимнем периоде, когда сильно сокращается сток рек.

Эти накопления делаются исключительно за счет лимита водозабора, который определяется ежегодно Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией Центральной Азии.

Более того, за последние годы Таджикистан фактически не использует даже отведенный ему лимит. Так, норма водозабора республики в 2019 году составила 12,7 миллиардов кубометров воды, то есть республика получила право на 19,8% водных ресурсов, которые образуются на ее же территории.

Однако, по итогам года республика забрала только 10,7 млрд кубометров.

Официальных данных относительно водозабора Таджикистаном по итогам 2020 года пока нет, но, скорее всего, тенденция недобора своей нормы продолжилась и в прошлом году.

Дело в том, что еще летом минувшего года руководство республики говорило проблемах с накоплением водных ресурсов, а в осенне-зимнем периоде мы столкнулись с острым дефицитом электроэнергии: без «света» в настоящее время в ночное время остается население сельских местностей. Внятные пояснения таджикских энергетиков по поводу недобора воды прошлым летом так и не удалось получить.

Однако, многое проясняет сообщение на сайте Минводхоза Узбекистана от 20 июля 2020 года, в котором говорится о достижении договоренностей с таджикской страной по поводу дополнительного забора воды из «Таджикского моря» (предполагается Кайраккумское водохранилище) для полива сельхозугодий в Узбекистане.

В сообщении отмечалось, что для дополнительного водозабора из резервуара выделялись материально-технические ресурсы на сумму 1,5 млрд. сумов (около $150 тыс.), которые после использования в знак благодарности будут безвозмездно переданы Таджикистану.

То есть Таджикистан поделился с соседями своим лимитом, так как при водозаборе сверх нормы договаривались бы немного другими способами.

По мнению специалистов, делить с соседями дело благородное, если это не сказывается негативно на собственном населении.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

04.03.2021 15:00

Энергетика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
$5 млрд 173 млн

объем золотовалютных резервов Туркменистана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30