Процесс принятия Украиной решения о вступлении в Евросоюз реанимировал одну из застарелых дискуссий — насколько вообще выгодно участие в Таможенном союзе. Ведь в последнее время дела в ТС идут отнюдь не блестяще.
По итогам первого полугодия "союзный" товарооборот России снизился на 8,6%. Правда, это произошло из-за резкого сокращения торговли с Белоруссией (без малого на 20%). С Казахстаном же отношения развивалась очень динамично, товарооборот по итогам первых шести месяцев года вырос на 18,8%. К слову, товарооборот России и Украины за этот же период рухнул на 19,4% — видимо, начали сказываться "предупреждения", которые выдавала Москва собравшемуся в Европу Киеву.
По оценке руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, в Таможенном союзе, безусловно, не все гладко. Например, Россия столкнулась с тем, что предприниматели стали выводить бизнес в Казахстан. Однако все неприятности отходят на второй план по сравнению с полученными бонусами. "Выгоды Белоруссии и Казахстана в том, что они получили гарантированный доступ на наш рынок, хотя мы видим сейчас осложнение с Белоруссией. Россия же получила получили возможность налаживать экономическую кооперацию", — заявил он "Росбалту".
Сейчас блоку явно не хватает новых идей и шагов, нового содержания, которое бы успокоило скептиков и определило направление движения. Создается ощущение, что правительства трех стран растерялись и не знают, что делать дальше. Особенно настораживает история с параллельным вступлением России и в Таможенный союз, и в ВТО. Например, практически не видно усилий с российской стороны по созданию валютного союза, который мог бы сделать рубль расчетной валютой хотя бы в рамках постсоветского пространства. Разговоры о намерении превратить Москву международный финансовый центр могут стать еще одной пустой декларацией российского правительства.
"Таможенный союз активно продвигался Россией. Его идея несла и несет не только экономический, но и политический смысл. Аналогия с Советским Союзом хотя и натянута, но уместна. Все три страны — это своеобразные осколки СССР со значительной долей государства в экспорте", — отметил в интервью "Росбалту" аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Однако проблема заключается в том, что если во времена СССР производства в этих республиках дополняли друг друга, не конкурируя между собой, то сейчас три страны конкурируют и на внешних рынках, и внутри Таможенного союза. Каждый старается выжать максимум из представившейся возможности, и это заметно в действиях как государственных, так и частных компаний.
При этом огромное количество позиций по таможенным пошлинам до сих пор не согласовано, и за основу взяты ставки, которые действуют в России, добавил аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. По его словам, это привело к потерям стран-участниц в сфере внешнеэкономической деятельности.
Белоруссия, по оценке Воронина, на сегодняшний день получила больше, чем потеряла. Но если белорусское государство будет вынуждено провести широкую приватизацию предприятий и открыть СП с российскими компаниями, его ждут потери. Пока этот процесс затягивается и саботируется, отметил эксперт. Кроме того, после вступления в Таможенный союз в Белоруссии уже в 60 раз сократился ввоз автомобилей из-за роста таможенных ставок в 4-10 раз.
Российским же бизнесменам предоставилась возможность более широко использовать партнерство с белорусами. Например, заказывать производство продуктов питания под своим брендом. "Правда, в ответ они получили кампанию черного пиара, в которой утверждалось, что продукция в Белоруссии производится на зараженных в результате аварии на Чернобыльской АЭС территориях", — напомнил аналитик.
Что касается Казахстана, то его главный бонус — огромный беспошлинный транзитный участок в Европу. Близость с Китаем открывает перед казахами гигантские возможности экспортировать свои ресурсы как на Запад, так и на Восток. "Вступление в ТС также облегчило Казахстану транзит зерна и нефти через территорию России, хотя основная проблема — пропускная способность транспортных артерий и мощностей Новороссийского порта", — отметил Воронин. Дополнительным плюсом для Астаны является и то, что из-за разницы в НДС большинство товаров могут оформляться на казахстанской территории.
Сейчас планируется расширение Таможенного союза за счет Таджикистана и Киргизии — и они сумеют извлечь из этого пользу, полагает Арнаутов. Участие этих стран также расширит влияние ТС в рамках единого экономического пространства и снизит возможную контрабанду китайских товаров через киргизо-казахскую границу. Однако главный потенциальный и самый желаемый клиент этого союза — Украина — увиливает от возвращения в реинкарнацию СССР. Да и российские чиновники заявляют о невозможности вступления Украины в Таможенный союз, если она сблизится с ЕС.
В перспективе для укрепления ТС, по оценке экспертов, необходимо согласовать единую ставку НДС и таможенные пошлины на все группы товаров. Кроме того, следует повысить интерес к сотрудничеству частных компаний — пока складывается ощущение, что ТС нужен в большей степени госструктурам.
Правила комментирования
comments powered by Disqus