Активизация новой администрации Белого дома стала ощущаться по всем направлениям. Не станет исключением и Центральная Азия, куда, напомним, входят пять бывших советских среднеазиатских республик – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, – и иногда сюда добавляется ещё Афганистан.
Но речь сейчас именно об этой «пятёрке», которой покоя не дадут, в том числе из-за её непосредственной близости к Афганистану. США уже давно внедряют в практику формат C5+1, который обозначает некий «союз» центрально-азиатских стран с политикой Вашингтона, зачастую без их желания.
Одной из главных целей является отрыв этой группы от взаимодействия с Россией, но пока что этот процесс двигается медленно и без политики кнута обойдётся вряд ли.
Методы воздействия на C5 применяются самые разные: от политических и экономических до откровенно психических, за счёт примитивного запугивания.
Одним из наиболее действенных в этом ряду является блокировка счетов местных элит в иностранных, западных банках. И вот этот момент настораживает круги, близкие к руководству республик, больше всего. Эти вкладчики понимают, что на Западе их никто не ждёт, не говоря уже о самих народах.
А если они ещё надёжнее оторвутся от России, то бить по «головам» их будут вполне открыто, так как Москва им уже не поможет. И обратной дороги не будет - все политические рельсы будут разобраны.
В ряду центрально-азиатской «пятёрки», безусловно, выделяется Казахстан, который выглядит, по сравнению с остальными, просто гигантским. Поэтому в отношении этой стратегической, для региона, территории, разрабатываются особые планы внешнего воздействия.
Сам Казахстан, безусловно, понимает, что его участие в дружелюбном, с виду, формате C5+1 не соответствует его собственным национальным интересам. Иллюзий на этот счёт у него остаётся всё меньше и меньше.
Нур-Султан понимает, что в этом проекте он уже не сможет реализовывать собственные планы, так как пульт управления будет находиться далеко за пределами региона. Более того, в этой схеме исчезнут десятилетиями и даже веками наработанные связи между странами-участницами C5+1, полностью нарушив баланс региональной интеграции.
США всегда выступали против создания и возрождения любых форм интеграции на постсоветском пространстве, однако сами не прочь создать здесь свой «союз», с собственной системой управления.
Факты говорят сами за себя: секретариат C5+1расположен в Государственном департаменте США, в Вашингтоне, поэтому американцы не отступят от своего плана по разобщению политического и экономического взаимодействия Казахстана с республиками центрально-азиатского региона.
Планы США по развитию формата С5+1 связаны исключительно с желанием Вашингтона ослабить влияние России и Китая в Центральной Азии, и Казахстан должен отдавать себе отчёт, чем всё это может рано или поздно закончиться.
На данный момент США рассчитывают не допустить уменьшения своей роли в регионе, с перспективой резкого усиления собственного влияния.
При этом у руководства Казахстана есть понимание того, что на его глазах осуществляются попытки реанимировать американский проект «Новый шёлковый путь», идущий вразрез с концепцией Экономического пояса Шёлкового пути, связанной с задачами Евразийского экономического союза, основателем которого является Нурсултан Назарбаев. Поэтому Нур-Султану следует ожидать серьёзной реакции из Пекина на любые попытки укрепления в регионе чужеродной формулы C5+1.
Но главной задачей Вашингтона всё-таки остаётся исключение участия Москвы в политических и экономических проектах стран Центральной Азии, втягивание Казахстана и других республик региона в зону своего влияния. Уличные выступления по всему Казахстану станут в таком случае постоянным бонусом новой реальности, а не исключением, как сейчас.
Кроме того, американцы заинтересованы в усилении своих позиций на Ближнем Востоке. В этой связи, Казахстан интересен Пентагону уже с точки зрения геополитического расположения, для создания военного плацдарма США у непосредственной границы с РФ и КНР, а также в относительной близости к ближневосточным государствам.
Нур-Султан медленно, но верно попадает в тяжкий набор проблем, которые пока ещё могут быть решены с помощью проверенных партнёров и друзей по региону. Во всех остальных вариантах гарантировать уже ничего нельзя.
Григорий Трофимчук,
эксперт-международник
Правила комментирования
comments powered by Disqus