Что не так с проектами реконструкции «Эски шахар» и почему нынешний подход не сделает это место привлекательным для туристов
В июне 2020 года на встрече Мирзиёева с активом Алмазарского района были озвучены планы по строительству музея под открытым небом, который затронет территорию рынка Чорсу, улицы и махалли «Заркайнар», «Сагбон», «Себзор», «Карасарай», «Гузальбог».
Источник: Старый город — туристическая жилка Ташкента?
Это активизировало общественные дискуссии по вопросам сохранения культурного наследия. Но на территории Старого города с начала 2000-х годов происходят реконструкции и изменения.
В 2007 году в связи с присуждением Ташкенту статуса «столицы года исламской культуры» была кардинально реконструирована площадь «Хазрати Имам».
В 2012-м было принято постановление Президента по реконструкции, благоустройству и развитию Старого города до 2020 года. Тогда же был разработан проект благоустройства улицы Заркайнар от группы Архитектурно-строительного института и ТашГенПлана.
В 2017 году было начато строительство комплекса «Центр исламской цивилизации» рядом с площадью «Хазрати Имам». Примерно четверть жилых домов между проспектами Карасарай и Сагбан была снесена, сотни жителей переселены.
В 2018 году хокимият Ташкента представил свой проект по благоустройству «Эски шахар» и попросил сограждан оставить свои отзывы и предложения касательно этого проекта, который многие оценили негативно.
В 2019 году был опубликован проект многофункционального комплекса на территории махали «Чакар».
Эксперты, и не только в Узбекистане, постоянно выражают обеспокоенность по поводу сохранения наследия Старого города. Например, в 2018 году член ИКОМОС Йенс Йордан сделал подробный разбор проекта реконструкции базара Чорсу и его окрестностей с аргументацией исторической и архитектурной ценности данного района.
Учитывая, что зачастую высокобюджетные проекты в нашей стране ориентированы на развитие туризма, мы решили пообщаться с экспертом в этой области. О том, почему нынешний подход к реконструкции Старого города неверный и как действовать правильно с точки зрения туристического потенциала, рассказывает Михаил Шамшидов, международный тренер и консультант по туризму, сооснователь Samarkand Tourism Forum, автор Telegram-канала МиШа Туризмолог.
Привлекателен ли Ташкент для туристов?
Ташкент, к сожалению, не рассматривается туристами как привлекательный, что можно заключить, основываясь на времени пребывания здесь гостей. Столицу используют как трансфер. Большую часть времени охотники за культурно-историческим памятниками проводят в Самарканде и Бухаре, меньше в Хиве и других городах.
У нас есть такая черта: выставлять гостям напоказ все новое и гордиться этим. Но прежде надо поинтересоваться вкусами и запросами самого «мехмона».
Если хотим большего интереса к Ташкенту, необходимы «умные» настройки для изменения ситуации. Город обладает потенциалом, которым нужно правильно распоряжаться.
Что такое «умные» настройки? К небольшим можно отнести выверенные карты, точные указатели на каждой улице и в метро, ориентированные на удобство пассажиров (и не только в центре станций), работающее приложение о транспорте, отлаженные перекрестки и светофоры, скамейки, парки. Крупные настройки — это календарь фестивалей, гастрокластеры, музейные кластеры и т. п.
Тут, конечно, есть подводные камни. Самый больной вопрос — это непрофессиональная реставрация. Желая привлечь туристов, нужно смотреть их глазами, то есть проявлять эмпатию.
Вот снесли стену дворца Таш-ховли в Хиве и этим вычеркнули город из списка посещения для многих иностранных гостей. Они едут сюда, тратят время и деньги, чтобы прикоснуться к истории, переданной посредством архитектуры. Вы же не пойдете в Лувр смотреть на копию Моны Лизы. Вы хотите увидеть магию времени и мастерство художника.
Однозначно Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент интересны своим культурным наследием. Не будет этого, в каком поле мы сможем конкурировать с туристическими центрами мира? У нас есть Шелковый путь и города этого пути. Вот представьте, в Санкт-Петербурге снесут Эрмитаж и проведут реновацию в центре. Кому будет интересен этот лысый город?
Старый город — жемчужина Ташкента
В плане стратегии этот район можно развить по принципу кластера.
Туристский кластер — направление развития туристской индустрии. Он дает толчок развитию регионов, привлекая поток туристов. Развивает экономику и инфраструктуру, привлекает инвестиции, создает дополнительные рабочие места.
В туристской отрасли применение современного кластерного подхода инициирует появление нового конкурентоспособного продукта и услуг на рынке. Основываясь на тенденциях туризма, могу отметить, что территории, на которых формируются кластеры, становятся лидерами национальных экономик. Соответственно, формирование такого кластера — источник и мультипликатор экономического роста города и страны за счет развития сопутствующих отраслей.
Если посмотреть шире, Старый город — уже сформированный кластер, надо просто дошлифовать механизмы, собрать все элементы в единый работающий организм. Включить эту часть города в международные туристские маршруты можно только с помощью возможностей широкого круга заинтересованных сторон, в котором учитываются интересы каждой группы и реализовано партнерство властей, населения и бизнеса. Это кооперация, объединение усилий, интеграция стейкхолдеров туризма, которые заинтересованы в переходе от обособленной работы к работе в межотраслевом комплексе для повышения конкурентоспособности участников и достижения общих целей.
Например, в Старом городе есть сильный магнит — базар Чорсу с аутентичной атмосферой и неповторимой архитектурой. Рынок выступает ядром, вокруг которого будут формироваться составные элементы кластера. Внутри периметра надо развивать предприятия сопутствующих производств: общественного питания и гастрономии в ресторанах и чайханах, формировать индустрию развлечений, сувенирной продукции, hand made, организовывать экскурсии.
Старый город как туристская дестинация (направление посещения) мог бы стать привлекательным местом, раскрывающим историческую атмосферу и культуру города и страны. Это место находится на компактной территории, что создает комфорт для туриста. Но необходимо наладить взаимосвязь инфраструктур, тогда получим готовый туристический продукт.
Гости мечтают о туре по Старому городу
Для развития потенциала Старого города нужно привлекать грамотных историков, архитекторов, урбанистов. Нужно действовать по плану, а не принимать стихийные решения. Старый город нужно сделать маленькой страной, где будут мастерские, чайханы, гостевые дома, тенистые улочки, на которых продают лепешки. Тогда даже ташкентские жители будут приходить сюда, вспоминая свое детство.
История «Эски шаҳар» будет интересна только в контексте впечатлений, ощущений, эмоций. Сухая наука, исторические факты — это утомительно. Лучше сесть на айван, выпить чашку чая, и окружающая атмосфера воссоздаст картину без слов.
Старый город — это душа Ташкента и инкубатор культурного наследия. Туристы мечтают не просто о путешествии по городу, но о перемещении во времени, о возможности прикоснуться к истории. Культурные ресурсы Старого города — ключевой рычаг в создании привлекательности столицы, это площадка для воссоздания исторической атмосферы.
Наличие такого района станет побудительным мотивом для туристов провести в Ташкенте больше времени. Главное, что там не нужно почти ничего делать, это не потребует крупных капиталовложений. Только незначительная реставрация и грамотное вписывание необходимой инфраструктуры (канализация, указатели, скамейки и т. д.).
Сохранить историческую ценность и не наломать дров
Что выиграет Ташкент от современного строительства? То разрушение исторического наследия, которое сегодня происходит, неразумно. Можно строить современные здания, отвечающие актуальным вызовам будущего в других районах, а Старый город оставить нетронутым.
Сегодня в развитых странах запрещают стройки в исторических центрах. Может, стоит изучить практику, чтобы не наломать дров? Можно привести в пример Саванну — оживленный американский город с неповторимой атмосферой. Местами померкший, а где-то и просто ветхий, и отчаянно бедный, в своих старейших кварталах он отреставрирован и восстановлен. Исторический центр города — основной магнит для туристов.
Можно перенять эти приемы сохранения еще существующей среды города и консервации для будущих поколений артефактов прошлого — памятников архитектуры и нематериального наследия. Из этих элементов, как из кусочков пазла, составляется привлекательность города и его глубина.
Послесловие
Историки, археологи и специалисты по культурному наследию крайне обеспокоены сегодняшней ситуацией с масштабными стройками в районе Старого города. В середине февраля начался онлайн сбор подписей под обращением к Президенту с просьбой о внесении территории Старого города Ташкента «Эски шаҳар» в качестве охранной зоны ЮНЕСКО и придания ей статуса объекта всемирного наследия. В обращении, составленном и подписанном археологами, архитекторами, этнографами, художниками, ремесленниками сказано:
«“Эски шаҳар” и его часть “Эски жува” — “махалля «Заркайнар” — место, которое ассоциируется с историческим городом в первую очередь. Оно напоминает о прошлом и рассказывает, кто мы, откуда пришли и куда движемся. Без Старого города пропала бы взаимосвязь человека и места обитания, а будни наполнились бы серостью типовой застройки. И само это место представляет уникальную историческую и культурную территорию, которая никак не может быть уничтожена.
По нашему твердому убеждению, она должна быть сохранена, законсервирована, отреставрирована и воссоздана как культурный и исторический объект, представляющий интерес как для жителей Узбекистана, так и для гостей страны в целом и Ташкента в частности.
Современное мировое сообщество давно приняло ценность исторических центров городов, обеспечив его заботой и защитой. Мы хотим, чтобы и наш город в ногу с современными требованиями сохранил для себя и потомков исторический центр «Эски шаҳар» Ташкента». В документе представлены комментарии экспертов по вопросам сохранения культурного наследия, а также ссылки на авторитетные научные работы об исторической ценности «Эски шаҳар».
Правила комментирования
comments powered by Disqus