90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Обзор событий в Таджикистане за август 2013 г.

03.09.2013 11:57

Политика

Обзор событий в Таджикистане за август 2013 г.

Внешняя политика.

Внешнеполитическая активность Таджикистана в августе 2013 г. была обозначена двумя наиболее важными событиями: 

• Визит президента Таджикистана Э. Рахмона в Москву;

• Проведение в Душанбе конференции высокого уровня по водному сотрудничеству. 

Как и ожидалось тон встречи президентов России и Таджикистана задавали вопросы продления срока пребывания российской военной базы на территории Таджикистана, беспошлинных поставок ГСМ, условия пребывания трудовых мигрантов из Таджикистана в России, а также технического переоснащения вооруженных сил Таджикистана образцами российской военной техники.

При этом представляется, что основной причиной визита является стремление Э. Рахмона заручиться поддержкой Кремля и создать фундамент своей агитационной программы в преддверии президентских выборов, намеченных на осень 2013 г. Косвенным доказательством этого является тот факт, что Соглашение о пребывании российской военной базы, согласно заявлению Э. Рахмона, будет ратифицировано парламентом Таджикистана также осенью 2013 г.: т.е. поддержка Кремля на выборах Э. Рахмона в обмен на пролонгированное пребывание российской военной базы. 

Кроме того, в преддверии визита президента Таджикистана в Москву были разыграны карты взаимного давления государств. 30 июля Э. Рахмон принимал в Душанбе главу Центрального командования ВС США Ллойда Остина III, который предлагал материально-техническую поддержку отдельным воинским подразделениям армии Таджикистана. Между тем, в Москве на фоне предстоящих выборов мэра усилились гонения на мигрантов. Однако заявление В.В. Путина о том, что «Газпром» вложит 15 млн. долларов в геологоразведку газового месторождения «Шахринав», и начало процесса ратификации парламентом Таджикистана Соглашения о порядке пребывания граждан РТ на территории России, в соответствии с которым граждане РТ могут находиться на территории РФ без регистрации в течение 15 дней с разрешением на работу сроком до трех лет, свидетельствуют о достигнутом компромиссе между таджикской и российской сторонами.

Вместе с тем, внешне достаточно жесткая антииммигрантская политика российских властей сочетается с лояльным отношением к таджикским гражданам. Несмотря на претензии Санитарной службы РФ к состоянию поездов, следующих из Таджикистана, его граждане продолжают пребывать на территорию РФ (по данным Миграционной службы РТ с начала 2013 г. в трудовую миграцию в Россию выехало свыше 500 тыс. человек). Более того, ряд российских предприятий подписали договор о сотрудничестве и взаимодействии по трудоустройству граждан Таджикистана с представительством Миграционной службы РТ в Москве.

Тем не менее, Таджикистан не отказывается от практики «сдержек и противовесов» в своей внешней политике. Уже во второй декаде августа первый заместитель главы Миграционной службы А. Бабаев на встрече со вторым секретарем по политическим и экономическим вопросам посольства США в РТ Дж. Хизером попросил содействия в создании пилотных центров, где трудовые мигранты смогут изучить иностранные языки и приобрести современные профессии, которые востребованы на рынках труда Таджикистана и зарубежных стран. Данная просьба выглядит достаточно странной в свете того, что основная масса трудовых мигрантов из Таджикистана уезжают в Россию, что предполагает необходимость налаживания контактов с официальными представителями РФ по улучшению ситуации в сфере защиты прав и условий пребывания гастарбайтеров. В этом ракурсе представляется, что обращение к США можно рассматривать исключительно в качестве механизма давления Душанбе на Москву. 

В целом, август 2013 г. во внешнеполитической жизни Таджикистана можно назвать «месяцем западного тепла» в контексте того количества визитов официальных лиц западных государств и представителей международных организаций, которыми он был ознаменован в преддверии и во время проведения Международной конференции высокого уровня по водному сотрудничеству, проходившей в Душанбе с 20 по 22 августа. При этом примечателен проявленный интерес США и ЕС к антинаркотическому ведомству республики, которому по линии посольства США были предоставлены технические средства, тактическое снаряжение и коммуникационное оборудование на фоне достигнутых договоренностей о дальнейшем сотрудничестве в борьбе с наркотрафиком с делегацией ОБСЕ, руководителем отдела по контролю за наркотиками и охране правопорядка Госдепа США М. Вудом и заместителем директора Управления Восточной Европы и Центральной Азии МИД Великобритании Д. Маккелви. В этом отношении, представляется, что предстоящий вывод войск из Афганистана приведет не к сокращению военного присутствия Запада в регионе, а его наращиванию, под предлогом оказания содействия в решении тех проблем, которые регулировались присутствием вооруженных сил международной коалиции в этой стране.

Однако центральной темой международных переговоров в августе стала проблема сбалансированного и компромиссного использования трансграничных водных ресурсов ЦА, которая задавала тон Международной конференции высокого уровня по водному сотрудничеству. Инициатором проведения конференции и объявления 2013 г. годом водного сотрудничества стал Таджикистан, нуждающийся в правовой и финансовой поддержке проекта строительства Рогунской ГЭС. В целом, все заявления на конференции звучали в духе необходимости разрешения возникающих спорных ситуаций на основе международных договоров с участием всех заинтересованных сторон и решений независимых экспертиз. 

Однако особняком среди всех публичных выступлений стоит высказывание обозревателя WallStreetJournalи эксперта в программах Bloomberg, Reuters, CNBC, CNN и FoxNewsХ. Креймер о важности строительства Рогунской ГЭС для всего Центральноазиатского региона: снижение уровня безработицы и трудовой миграции в Таджикистане, обеспечение орошения засушливых районов Узбекистана, обеспечение импорта электроэнергии в Афганистан и, в целом, стабилизация ситуации в этой стране. 

Влиятельные издания, с которыми сотрудничает Х. Креймер позволяют сделать вывод о том, что озвучиваемые ею мысли отражают позицию официальных властей США на фоне того, что она связывает строительство Рогунской ГЭС, в первую очередь, с экономическим развитием Афганистана после вывода войск международной коалиции на основе его интеграции в Центральноазиатский регион, что лежит в основе стратегии США «Нового Шелкового Пути». Реализация же одного из основных проектов в рамках этой стратегии «CASA-1000», предполагающего транзит электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан, невозможна без ввода в эксплуатацию Рогунской ГЭС. В этом контексте, представляется, что Запад одобрит строительство гидроэлектростанции, но либо высота плотины будет меньше (не 335 м., а 170 м.,о чем уже упоминалось в докладах экспертов Всемирного Банка), а, следовательно, и мощность ГЭС и ее эффективность в орошении прилегающих земель в разы снизится, либо при условии сохранения изначальных технических характеристик, Узбекистану будут предоставлены дополнительные рычаги давления на Таджикистан (вероятнее всего, в военной сфере, учитывая пророссийский внешнеполитический крен Душанбе), чтобы не потерять Ташкент из обоймы трансатлантических интересов.

Косвенным подтверждением возможного положительного решения Запада относительно строительства Рогунской ГЭС является выраженная заинтересованность Европейского банка реконструкции и развития и (как индикатор реакции России на действия Запада) Евразийского банка развития в повышении эффективности энергетического сектора Таджикистана, в частности через проект «CASA-1000», а также присутствие на конференции в Душанбе делегации из Узбекистана, ранее отказывавшегося от участия в мероприятии.

Внутренняя политика. 

События внутриполитической жизни Таджикистана в августе 2013 г. связаны с предстоящими выборами президента РТ. Отмечается нарастание имплицитного противостояния власти и оппозиции в лице ПИВТ в силу того, что ни дата выборов, ни кандидаты на пост президента еще не определены, а также официально не объявлен старт предвыборной кампании. Демонстрируемая исламская направленность оппозиционной партии используется властями для ее дискредитации. Наряду с обвинениями в сотрудничестве ПИВТ с ИДУ и «Хизб-ут-Тахрир» в настоящее время власть выражает обеспокоенность увеличением (во многом намеренно преувеличенном) числа людей, вступающих в ряды ПИВТ, подчеркивая их безграмотность и неумение ориентироваться в политической ситуации, а также принудительный характер рекрутирования новых членов, что на фоне подозрений связей партии с экстремистскими группировками создает ее негативный имидж. 

Кроме того, месяц был отмечен замечаниями главы Хатлонской области об избыточном характере мечетей в Ховалингском районе области, которые часто используются как клубы политических партий, где пропагандируются их идеи, и о неэффективной работе правоохранительных органов на фоне незначительного количества выявленных нарушений Закона «Об упорядочении обрядов и традиций». Данные замечания сопровождались поручением правоохранительным органам более тщательно следить за соблюдением законодательства и проводить более глубокую проверку деятельности религиозных сооружений. На этом фоне заявления представителей ПИВТ об оказываемом на членов партии давлении, в частности, на руководителей партийных ячеек по Горно-Бадахшанской области, с целью заставить их выйти из партии, даже учитывая присущее оппозиционным партиям стремление приукрашивать свое положение «жертвы режима», свидетельствуют о существующих гонениях на оппозиционеров со стороны официальной власти.

Вместе с тем политика «закручивания гаек» без предложения равноценных альтернатив может привести к обратным результатам. В частности, приостановка деятельности пяти из шести существующих в Таджикистане медресе, мотивированная необходимостью получения ими разрешения на свою деятельность в Министерстве образования РТ, может стать причиной роста экстремистских настроений в стране ввиду того, что 300 студентов, которые обучались в этих медресе, могут попасть в подпольные частные религиозно-экстремистские школы, количество которых по оценкам экспертов растет с каждым годом. Кроме того, официальные власти в угоду политико-экономическим соображениям сами способствуют распространению религиозного экстремизма. В частности, советник президента по социальной политике и связям с общественностью С. Фаттоев на заседании «Собрания социального сотрудничества» заявил о том, что Таджикистан не может предпринимать карательные меры в отношении адептов запрещенного в Таджикистане течения салафизма, поскольку это негативно отразится на двусторонних отношениях с Саудовской Аравией, где это течение является господствующей исламской доктриной. Ряд экспертов полагают, что данное заявление следует рассматривать в ракурсе попытки властей нейтрализовать ПИВТ через салафитов, известных своим неприятием партийных организаций в исламе.

Экономика.

Сфера экономики в августе 2013 г. превратилась в рупор предвыборных обещаний властей в условиях замалчивания существующих проблем. Так, Э. Рахмон подписал указ о повышении размеров зарплат работников бюджетного сектора, пенсий и стипендий. Между тем, сумма задолженности по выдаче заработной платы в первом полугодии 2013 г. в Таджикистане выросла на 62,6%. Кроме того, было объявлено о создании с начала года 135 тысячах новых рабочих мест, однако трудоустроено было всего 22.3 тысячи из 72.7 тысяч обратившихсяза этот период в Государственное агентство социальной защиты, трудоустройства и миграции РТ за помощью в получении рабочего места. Главная причина низкого процента трудоустройства – уровень заработной платы, который, в частности, составляет 10-11 % от средней заработной платы в России. Между тем, в трудовую миграцию в Россию только по официальным данным за первые семь месяцев 2013 г. выехало свыше 500 тысяч человек. Введенный же запрет на раскрытие информации об объемах денежных переводов мигрантов, составляющий по данным ВБ половину ВВП страны, подтверждает отсутствие в стране источников экономического роста и стремление властей в преддверии выборов сгладить существующие проблемы.

В свою очередь, низкая заработная плата на предприятиях Таджикистана вкупе с сокращением государственных инвестиций и международной инвестиционной непривлекательностью страны приводит к многолетнему простою производственных мощностей и, как следствие, сокращению промышленной базы экономики республики. Так, в августе из списка промышленных производственных мощностей было исключено 110 предприятий. В этом контексте остановка Узбекистаном с 1 января 2013 г. экспортных поставок газа в Таджикистан, стала дополнительным дестабилизирующим фактором, который, привел к остановке одного из крупнейших предприятий страны «Таджикцемента», и, как следствие, к сокращению макроэкономических показателей РТ. Косвенно остановка «Таджикцемента» способствует и замедлению непротиворечащих договоренностям с ВБтемпов подготовки необходимых железобетонных конструкций для плотины Рогунской ГЭС.

Резюмируя анализ политических и социально-экономических событий августа 2013 г. в Таджикистане, представляется необходимым тезисно обозначить основные выводы:

• визит президента РТ в Россию следует рассматривать, в первую очередь, в ракурсе стремления Э. Рахмона заручиться поддержкой Кремля и нарастить свой потенциал возможных предвыборных обещаний на фоне сложной экономической ситуации в стране: улучшение условий пребывания трудовых мигрантов из Таджикистана на территории России, разведка газового месторождения в свете прекращения импорта газа из Узбекистана, перевооружение армии;

• предшествовавшие же визиту и последующие взаимные ходы:гонения на трудовых мигрантов в России, переговоры о возможности предоставления материально-технической поддержки отдельным воинским подразделениям армии Таджикистана и организации центров для мигрантов, вероятно, используются обеими сторонами для получения более выгодной позиции по вопросам национальных интересов каждой из стран; 

• между тем, Международная конференция высокого уровня по водному сотрудничеству использовалась руководством Таджикистана как механизм разрешения проблемы строительства Рогунской ГЭС;

• в свою очередь, высказывания видных западных экспертов по данному вопросу и проявленная заинтересованность в проекте «CASA-1000» как со стороны Запада, так и России, свидетельствуют о том, что в среднесрочной перспективе результаты проводимых независимых международных экспертиз, вероятно, позволят Таджикистану реализовать проект строительства Рогунской ГЭС, но либо на определенных условиях, нивелирующих возможное давление Душанбе на Ташкент, либо предоставив Узбекистану дополнительные рычаги воздействия на соседнюю республику;

• положительное решение по строительству Рогунской ГЭС для Таджикистана может стать причиной наращивания присутствия Запада в стране в лице инвесторов и доноров, которое под вывеской вывода войск из Афганистана будет дополнено помощью в сфере борьбы с наркотрафиком, терроризмом и экстремизмом;

• однако во внутриполитической жизни Таджикистана к борьбе с религиозным экстремизмом применяются двойные стандарты, с одной стороны, оппозиционная ПИВТ обвиняется в связях с ИДУ и «Хиб-ут-Тахрир», закрываются медресе и усиливается контроль над деятельностью мечетей, с другой − власти отказываются от преследования адептов запрещенного в республике салафизма, в чем прослеживается тактика предвыборной борьбы, основанной на дискредитации основного противника (ПИВТ) и его столкновения с идейными оппонентами. 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

03.09.2013 11:57

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
44,7%

населения Казахстана проживает в сельской местности

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30