90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: История «афганской нации». Часть1

Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: История «афганской нации». Часть1

В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.

В первой части – об истории складывания «афганской нации» – от пуштунских племен до конца XX века.

Источник: Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: История «афганской нации»

История современного Афганистана начинается с XVII века. Тогда земли, где жили пуштунские племена, были разделены между Ираном и индийской империей Великих Моголов (Бабуридов). Часть современной территории Афганистана между Гиндукушем и Амударьёй занимали государства с центрами в Балхе и Кундузе, населённые узбеками и таджиками . В последующем упадок Ирана и индийских государств повлёк образование новых государств, в которых властвовали уже пуштунские и сикхские племена .

В 1667-1672 гг. в результате восстания пуштунов территория от Инда до Кандагара фактически отпала от империи Великих Моголов. Так, в конце XVII века племенные группы пуштунов определились географически: гильзаи (под предводительством Мир Вейс-хана) заняли область Кандагара, племя абдали (позже дуррани ) стало заметной силой в Гератской области, племя рохиллы осело между Гогрой и Гангом в области Рохилканд .

Ахмад-шах

На протяжении первой половины XVIII в. (1707, 1709, 1716, 1720-1723, 1725, 1728-1729, 1735-1737, 1739, 1747) состоялся целый ряд пуштуно-иранских вооруженных конфликтов, связанных со стремлением пуштунов к независимости от господства Ирана. В итоге в 1747 г. после смерти Надир-шаха, Ахмад-шах (пуштун из рода садозаев племени абдали , переименованное в дуррани ) провозгласил независимость Дурранийской империи – пуштунского государства, на продолжение традиций которого сегодня претендует современный Афганистан .

Всю вторую половину XVIII века шли войны пуштунов против Ирана, Туркестана, Пенджаба, сикхов, Делийского султаната, маратхов и т.д. Не было и внутрипуштунского единства: заговор попользаев и ализаев (пуштунских племен) против того самого Ахмад-шаха в 1749 г., мятеж дурранийцев в 1774 г., мятеж баракзаев и нурзаев в 1795 г., междоусобицы между мохаммадзаями и попользаями в 1799 г. и др.

В 1793-1800 гг. при Заман-шахе была сформирована кызылбашская гвардия (из иранских тюрков), которая охраняла шахскую власть от сепаратизма пуштунских племенных вождей.

Весь XIХ век и начало ХХ века прошли в борьбе пуштунов, с одной стороны, против попыток навязать им английское господство , с другой – в постоянном стремлении пуштунских правителей к покорению и подчинению других народов и территорий под свой контроль (синдхов в 1806 г., кашмирцев в 1807 г., Мешхеда в 1808 гг., Берара в 1809 г., узбеков Меймене в 1810 г., персов Хорасана в 1817 г. и 1837 г., Сеистан в 1902 г., джемшидов в 1908 г., шугнанцев в 1910 г., горных таджиков в 1930 г.) .

Продолжались и традиционные внутрипуштунские распри : в 1819 г. династия Садозаев была свергнута, ее сменила династия Баракзаев. После, в 1834 г. произошел переворот под началом Дост-Мухаммад-хана из рода тех же баракзаев, восстание Исхак-хана в 1888 г., восстания момандов в 1901 г. и 1935г., Кандагарское восстание 1912 г., Хостские восстания 1913 г., 1924 г. и 1932г., убийство эмира Хабибуллы-хана в 1919 г., восстание племен в 1928 г., восстание сулейманхелей в 1938 г., восстания дуррани и афридиев в 1939 г., восстание джедранов в 1944 г. ( все перечисленные – пуштунские племена .

После Второй мировой войны в целом этнополитическая ситуация в Афганистане стабилизировалась . Противоречия во взаимоотношениях между этническими группами обусловлены тем, что после основания в 1747 г. Ахмад-шахом Дуррани афганского государства начался процесс централизации, который продолжился до конца XIX в. На протяжении полутора веков пуштунские правители вели упорные завоевательные войны; в результате им удалось подчинить значительные территории, населенные неафганскими народами: Северный Афганистан (Южный Туркестан), Западный Афганистан (Восточный Хорасан), Бадахшан, Хазараджат, Нуристан .

Этническая политика почти всех правительств Афганистана строилась на великопуштунском шовинизме и принижении роли и места непуштунских народов. Единственное исключение – период власти Народно-демократической партии Афганистана (марксистско-ленинская партия, существовавшая в стране в 1965-1992гг.) с ее подчеркнутым «интернационализмом» .

С другой стороны, и эта партия раскололась по этническому признаку – две фракции «Хальк» и «Парчам», что было понятно с точки зрения традиций дурранийско-гильзайского противостояния . Фракцию «Хальк» в основном составляли пуштуны-дуррани, а во фракции «Парчам» состояли преимущественно гильзаи и представители непуштунских народов (таджики, узбеки, хазарейцы и др.) .

В первое же правительство НДПА (апрель 1978 г.) были введены 3 таджика, 2 хазарейца, 1 узбек, 1 чараймак .

Очень часто афганцы в качестве фамилии используют родовую или племенную принадлежность, особенно это характерно для пуштунов – Ахмадзай, Ачакчай, Бангаш, Баракзай, Вардак, Гильзай, Дуррани, Какар, Карзай, Мангал, Моманд, Оракзай, Садозай, Тараки, Хотак . Встречаются также фамилии Пуштун, Таджик, Пахтан (пакистанская форма произнесения слова «пуштун»), Афган, Афгани, Хазар, Балудж.

Главный концепт просвещенной части пуштунской элиты в сфере межнациональных отношений опирался на мнение идейного лидера младоафганского движения Махмуда Тарзи о том, что понятие «афганская нация» должно включать не только пуштунов, в себя все народы, народности и племена, населявшие Афганистан . Предполагалось, что идея единства афганского народа базируется на идее единства всех исламских народов. Примат конфессионального над национальным предполагал также примат государственного над национальным. Но де-факто пуштуны оставались доминирующим этносом .

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Эркин Абдышевич Сакебаев

Сакебаев Эркин Абдышевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
411 000

человек получают госпособия в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31