90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Туркестанский легион — «Осуждать нельзя реабилитировать»

23.06.2021 09:00

Общество

Туркестанский легион — «Осуждать нельзя реабилитировать»

«...Я обязуюсь перед богом служить честно Гитлеру,

обязуюсь честно выполнять приказы немецкого командования...»

Из текста присяги бойца Туркестанского легиона.

С развалом Советского Союза в Казахстане в сфере исторической науки начался настоящий хаос: под лозунгами освобождения исторической правды от пут идеологии, обвиняя советскую науку в фальсификациях и лжи, казахстанские учёные-историки приступили к написанию диссертаций, основанных на домыслах, вранье и откровенном абсурде.

Многие из «открытий» сделанных нашими историками в последние годы выглядят крайне нелепыми, однако недавняя новость совсем выходит за грань здравого смысла: госкомиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий, созданная указом президента Казахстана, поставила вопрос о реабилитации соотечественников, сражавшихся в рядах Туркестанского легиона. Таким образом нам предлагают дилемму на подобии той, что была у героя повести «В стране невыученных уроков»: где же поставить запятую в предложении «Осуждать нельзя реабилитировать»?
Председатель подкомиссии по поэтапному рассекречиванию закрытых архивных фондов, созданной при Республиканской комиссии, депутат Мажилиса Берик Абдыгалиулы заявил:

«Также рассматривается вопрос о реабилитации людей, служивших в Туркестанском легионе. Большинство из них попали в плен и были вынуждены воевать в легионе. Говорят, что среди них есть люди, которые не подлежат реабилитации. Спорные вопросы по таким людям нужно рассматривать индивидуально. Большинство из них приговорены к расстрелу, то есть, были репрессированы. Некоторые были осуждены на 20-25 лет».

Позже г-н Абдыгалиулы пояснил свою позицию следующим образом:

«<…> по поводу военнопленных, попавших в Туркестанский легион, нужно учесть один очень важный момент: не все люди, попавшие в это воинское подразделение, были там добровольцами. В итоге они были вынуждены убивать своих соотечественников после того, как попали в плен к немцам».

Не будем давать оценку словам «народного избранника», предоставим это право читателям, которые в основной части данной статьи смогут ознакомиться с деятельностью частей Туркестанского легиона в составе Вермахта.

Согласно спецзаписке НКГБ УССР № 265/гб в Четвёртое управление НКГБ СССР о «Туркестанском легионе», сформированном немцами на временно оккупированной территории Украины от 6 сентября 1943 г.:

«германское командование при активном участии «власовцев» продолжает создавать вооруженные «добровольческие» части из представителей среднеазиатских народов: казахов, узбеков, туркмен, киргизов. Данное воинское соединение носило название «Туркестанский легион». В частности, в г. Ромны Сумской области в конце 1942 г. был сформирован так называемый Туркестанский легион № 185, состоящий из 8 батальонов».

Полковые муллы вермахта.

Туркестанский легион под руководством немецких офицеров занимался ежедневно тактической и боевой подготовкой. Помимо строевой и тактической подготовки систематически проводится политическая обработка его бойцов. В деле политической и идеологической обработки легионеров важную роль играют муллы, насажденные германским командованием в батальонах, ротах и даже во взводах. Муллы подбираются из числа тех же легионеров. Из общей массы они выделяются своей грамотностью, развитием и преданностью оккупантам. Кроме выполнения своих прямых обязанностей по отправлению богослужений, совершаемых не реже двух раз в декаду, муллы также проводят и политические занятия с легионерами. Характерно, что кроме политзанятий и официальных бесед муллы периодически вызывают к себе отдельных легионеров, с которыми проводят какие-то индивидуальные беседы, очевидно связанные с выполнением контрразведывательных заданий немецкого командования.

Со времени вступления войск 3-го Украинского фронта на территорию Болгарии и Югославии органами контрразведки «СМЕРШ» в результате проводимых мероприятий установлено и арестовано 116 карателей, служивших в т. н. «туркестанских легионах», принимавших активное участие в вооруженной борьбе против частей Красной Армии и в карательных экспедициях против местных партизан.
В процессе агентурно-следственных мероприятий установлено, что арестованные каратели являются бывшими военнослужащими Красной Армии, изменившими Родине, в разное время перешедшими на сторону противника, а затем добровольно поступившими на службу к немцам в сформированные ими 11; 244; 785 и 789-й батальоны легионеров из числа среднеазиатских национальностей.

Из докладной записки УКР «СМЕРШ» 3-го Украинского Фронта № 29342/3 в ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР «О результатах розыска на территории Болгарии и Югославии активных карателей, служивших в «Туркестанском легионе» следует, что данные лица в разное время и на различных участках фронта, проявив трусость в боях с немцами, добровольно перешли на сторону противника, а спустя некоторое время добровольно поступили на службу в немецкую армию.

Так, 244-й туркестанский батальон во время отступления немцев на территории СССР немецким командованием использовался в карательных целях, занимался поджогами населенных пунктов, отбирал у населения скот и угонял его в тыл немецких войск, а также насильственно угонял мирных советских граждан, проводил облавы на партизан и коммунистов. Солдаты этого батальона творили массовые злодеяния и насилие над советскими людьми.
Далее, в записке отмечается:

«отделом контрразведки «СМЕРШ» 34 от 10 ноября с. г.... была арестована группа изменников Родине в количестве 9 чел.: Ачилова Мухтара, Минбаева Конлибая и других лиц, служивших в 789-м туркестанском батальоне, проводивших активную вооруженную борьбу против греческих партизан и принимавших участие в грабежах мирного населения».

31 ноября 1943 года были арестованы 20 человек, служивших в 11 батальоне «Туркестанского легиона». В процессе следствия установлено, что все арестованные по делу, находясь в плену противника, добровольно поступили на службу в сформированный немцами т. н. «11-й туркестанский батальон легионеров», в котором под командованием немецких офицеров обучались навыкам боевых действий в условиях горной местности, несли охрану железнодорожных сооружений, а затем принимали участие в карательных экспедициях против польских и греческих партизан, поджогах сел и участвовали в грабежах мирных жителей.

Из показаний арестованных следует, что все они состояли на службе в 1-й роте названного батальона, которая, по оценке немцев, являлась наиболее активной и боеспособной. В составе указанной роты проходили боевую подготовку под руководством немецких офицеров и несли гарнизонную службу по охране немецких объектов военного и стратегического значения на оккупированной территории Польши, Белоруссии и Украины. После того как батальон был переброшен в Грецию, добровольцы занимались постройкой оборонительных сооружений на побережье Эгейского моря и неоднократно участвовали в боевых операциях, проводимых немцами против греческих партизан.

Такими деяниями вошли в историю бойцы Туркестанского легиона. Очевидно, что апелляция к недобровольности их участия в военных действиях против своего народа в речи мажилисмена, которую мы привели в начале статьи, не выдерживает никакой критики и выглядит своего рода окном Овертона, ведь рассуждая в подобном ключе, можно найти оправдание чему угодно.

Логические построения одиозных казахстанских историков и общественных деятелей, стремящихся оправдать предателей, также выглядят весьма симптоматично: бойцы Туркестанского легиона попали в плен вынужденно, и для них было бессмысленно сражаться за Советскую власть, уничтожавшую казахский народ голодом и репрессиями. Однако с подобными умозаключениями спорит тот, факт, что многие наши соотечественники добровольцами уходили на фронт. Конфликтуют с ними и воспоминания бойцов Красной армии, в том числе полководца Бауыржана Момышулы.

Довольно часто общественным сознанием пытаются манипулировать, напирая на то, что Сталин не подписал Женевскую конвенцию, и, якобы, поэтому участь советских военнопленных, была столь незавидной. Однако, повторимся, что это именно попытка манипуляции, потому что соблюдение положений Женевской конвенции по отношению к военнопленным армии противника было обязательным, если хотя бы одна из воюющих сторон его подписала. Германия как раз и была такой стороной, но исполнять свои обязательства отказалась. К тому же существовали принципы международного права: содержание в плену должно преследовать только одну цель — воспрепятствовать военнопленному принимать участие в военных действиях, вразрез с которыми действовало нацистское правительство.

О честных солдатах Туркестанского легиона замолвите слово.

Наша статья была бы однобокой, если бы мы не упомянули о том, что в рядах Туркестанского легиона было достаточно бойцов — и рядовых, и офицеров, которые предпринимали попытки перейти на сторону Красной Армии и сотрудничали с партизанами. Многих из них немцы приговорили к расстрелу.

Из спецдонесения НКГБ УССР № 265/гб «О Туркестанском легионе» сказано, что известен ряд случаев, когда легионеры целыми ротами и взводами вместе с оружием переходили на сторону Красной Армии, в частности на участке фронта в районе р. Северского Донца. Ещё до переброски «Туркестанского легиона» на фронт его командиром был зачитан приказ следующего содержания:

«Германский военный трибунал приговорил 7 легионеров к расстрелу за то, что они, подстрекаемые политруком, сговорились перейти на сторону Красной Армии в момент их нахождения на линии фронта, но благодаря бдительности некоторых легионеров все были вовремя разоблачены».

Несмотря на приказы и агитацию, легионеры группами договаривались и переходили на сторону Красной Армии.

Так, зимой 1942/1943 гг. в г. Артемовске Сталинской области командир 4-го батальона капитан Веккенгаузе расстрелял командира 3-й роты и старшину этой же роты за попытку организовать групповой переход на советскую сторону. Командир 5-й роты 1-го батальона Игдисамов в г. Артемовске был связан с партизанами, снабжал их оружием, пока старшина роты татарин Ачмедчин не выдал его немецкому командованию, но, несмотря на арест, Игдисамову удалось бежать из-под стражи. 10 августа 1943 г. в район Золотаревка-Лисичанск был направлен миномётный взвод 3-й роты 1-го туркестанского батальона в подчинение 5-й немецкой роты 62-й пехотной дивизии. В ночь на 17 августа 1943 г. легионеры этого взвода уничтожили в дзотах немецкий гарнизон, разрушили средства связи и вместе с оружием перешли на сторону Красной Арми.

Так как подразделения Туркестанского Легиона были расквартированы в различных уголоках Европы, были многочисленные случаи перехода легионеров на сторону партизан (в Италии, во Франции). Об одном из таких случаев мы уже рассказывали в статье «Исан Турсынов и Арысбай Мокош: из Туркестанского легиона в итальянские партизаны». Примером неповиновения со стороны Восточных легионов может служить тот факт, что бойцы 822-го грузинского пехотного батальона «Царица Тамара» 5 апреля 1945 года подняли восстание на голландском острове Тексел, перебили немецкий гарнизон и больше месяца отбивали атаки немецкого десанта.

Возможна ли реабилитация бойцов Туркестанского легиона?

Заслуживают ли воины, нарушившие присягу, предавшие Родину, пошедшие на сотрудничество с нацистским командованием, и по его приказам убивавшие соотечественников — наших с вами бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, которые честно сражались за свою Родину? Стоит ли реабилитировать солдат Туркестанского легиона? Что же, мы полагаем, что внимательно прочитавшие нашу публикацию, сумеют сделать выводы и смогут поставить запятую в предложении «Осуждать нельзя реабилитировать» туда, где она должна быть.

Как нам кажется, прощения этим бойцам нет, ведь совершённое ими преступление не имеет срока давности. Мы полагаем, что реабилитация солдат Туркестанского легиона невозможна, как минимум по нескольким причинам:

— Туркестанский легион был воинским подразделением Вермахта, который вёл боевые действия против Советского государства. Кроме выполнения специальных задач, таких как антипартизанская борьба и разведывательно-диверсионная деятельность, личный состав батальонов вёл пропагандистскую работу по привлечению на немецкую сторону перебежчиков из числа представителей среднеазиатских и кавказских народов и организации антисоветских восстаний на территории национальных республик.

— Вопрос реабилитации бойцов Туркестанского легиона лежит в области юриспруденции. Объективная сторона статьи 58-1 «а» «Измена Родине» УК РСФСР от 1926 года носит формальный характер, то есть преступление считается оконченным с момента фактического перехода на сторону врага, передачи материалов, составляющих государственную тайну и не обязательно, чтобы наступили общественно-опасные последствия. Другими словами, если боец сдался в плен (кстати, добровольная сдача в плен также уголовно-наказуемое деяние), перешёл на сторону противника, то он уже совершил преступление, и оно считается оконченным, а значит, его поступок подпадает под действие Уголовного Кодекса. Закон есть закон, и он глух к апелляциям о тяжких обстоятельствах.
Однако если лицо предпринимало попытки перейти к своим, вело диверсионные действия в стане врага, то данные факты должны учитываться судом как смягчающие.

— 4 января 1944 г. было принято решение о формировании l-го восточно-мусульманского полка СС (Ostmuselmanische SS-Regiment № 1), в состав которого вошли 782-го, 786-го, 790-го и 791-го туркестанских батальонов. Таким образом, данные подразделения вошли в состав СС — признанной на Нюрнбергском процессе преступной организацией — и их военнослужащие не подлежат реабилитации.

— Вопрос о реабилитации Туркестанского легиона лежит также и в области морального поля нашего общества и отражает его нравственное состояние: испокон веков у всех народов добровольная сдача в плен и переход на сторону врага считались признаками малодушия и предательства, и данные деяния жестоко карались. Попытка оправдать людей, сдавшихся в плен и воевавших на стороне нацистов, это плевок в память о людях, которые в плену наотрез отказывались сотрудничать с нацистами (как генерал Карбышев), или которые предпочли смерть плену (как политрук Хусейн Андрухаев).

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

23.06.2021 09:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ташполот Балтабаевич Балтабаев

Балтабаев Ташполот Балтабаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$3,65 млрд

государственный долг Кыргызстана на конец 2014 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31