По неофициальным данным, до пандемии коронавируса в Баткенскую область Кыргызстана ежедневно прибывали более тысячи таджикистанцев как через КПП, так и через неконтролируемые места в селах. Приезжали на заработки, лечение и отдых. Но после вооруженных конфликтов весной 2021 года двусторонние отношения прекращены.
Произошедший в конце апреля 2021 года вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе не мог не отразиться на привычной жизни граждан обоих государств. В первую очередь это перекрестно коснулось тех, кто пересек границу по работе, учебе, а также владельцев бизнеса – кто имел торгово-логистические связи со страной-соседом.
Источник: Прерванные связи Кыргызстана и Таджикистана
Житель Баткенской области Данияр Сайдимаров работает таксистом и 90% его клиентов – граждане Таджискистана. Он рассказывает, что с осени до лета непрерывно возил пассажиров из города Ош до таджикской границы. Также в это время таджикские мигранты возвращаются из России к себе на родину, а уже с ранней весны до лета – уезжают в Россию. Билеты на самолет в Кыргызстане дешевле, поэтому таджикистанцы предпочитали улетать из соседней страны. В день с одного рейса в Ош он мог заработать 6-7 тысяч сомов (70,95-82,77 доллара США).
«Кроме того таджикские торговцы постоянно ездили в города Ош, Бишкек, Кара-Суу, а дальше в Китай или Дубай. Летом же ездили отдыхать на Иссык-Куль. В среднем нас было около 60 водителей, которые занимались извозом пассажиров из Таджикистана», – говорит Сайдимаров.
Но начиная с апреля, после закрытия границ, работа остановилась. По его словам, сейчас во всех приграничных сёлах Кыргызстана организованы народные дружины, которые не пропускают к границе ни людей, ни транспорт. Поэтому клиентов нет, а бывший таксист пересел за руль чужой грузовой машины.
«Сейчас все по-другому. Недавно один водитель привез на таджикскую границу пассажира, здесь у нас действует народная дружина, вот и задержали они их и отправили назад в Ош. Теперь не знаем, что дальше будет. Было бы хорошо, если бы скорее решили вопрос с границей, чтобы впредь не возникало никаких конфликтов», – сетует Сайдимаров.
Поставки таджикских продуктов остановлены
Акылбек Дилшатов держит небольшой магазин в приграничном селе Кара-Бак Баткенской области. Раньше он закупал продукты из Таджикистана – фрукты, овощи, сметану, кефир, колбасные и кондитерские изделия. Раз в неделю в селе проходил большой базар, куда приезжали торговцы из соседней страны. Но сейчас граница закрыта, а все поставки прекращены.
«В прошлом году из-за коронавируса границы были частично закрыты, поэтому таджикские оптовики стали редко приезжать. А после конфликтов на границе товары из Таджикистана полностью перестали поступать. Cоседи из Таджикистана предлагают покупать товары ночью на их территории, но это опасно и незаконно», – говорит Дилшатов.
Максатбек Баймурзаев тоже владелец магазина, но в городе Баткене. По его словам, 30-40% товаров еще недавно составляла продукция из Таджикистана, а товары из Кыргызстана тоже увозили в Таджикистан. Но после конфликта торговые отношения с соседями остановились.
«Таджикские товары были намного дешевле, чем наши. Теперь мы продаем исключительно отечественные товары. К сожалению, цены на них высоки и покупатели возмущаются. Но мы ничего не можем поделать, ведь сами дорого закупаем», – разводит руками Баймурзаев.
Он рассказывает, что если раньше торговля шла в среднем на тысячу сомов (11,8 долларов США) в день, то сейчас максимум на 600-700 сомов (7-8 долларов США).
«Конечно, мы не можем требовать, чтобы открыли границу. Но было бы хорошо, если бы скорее уточнили линии границы и наконец прекратились перестрелки. Государствам необходимо решить этот вопрос и прийти к единому мнению. Нам нужны мир и спокойствие. Когда в стране царит мир, то жизнь в ней становится лучше», – говорит владелец магазина.
По словам журналиста из Баткена Жениша Айдарова, таджикистанцы также приезжали в Кыргызстан на сезонные работы. Когда работы было мало, в день зарабатывали по 400-500 сомов (4,7-5,9 долларов США), а в сезон, когда собирали урюк, табак, сено, ежедневный заработок достигал до 700-800 сомов (8,2-9,5 долларов США).
Много граждан Таджикистана через Баткен ездили в Бишкек с целью лечения, так как по их мнению, в столице Кыргызстана лучше лечение сердечно-сосудистых заболеваний и недугов в сфере травматологии. А в летнее время жители ближайших сёл Таджикистана прибывали в горные сёла Кыргызстана на отдых. Но в этом году здесь царит тишина.
«Дорожила таджикскими клиентами…»
Торговые отношения между Кыргызстаном и Таджикистаном были не только в приграничных районах, но и в крупных городах. Дамира Артыкова открыла свой небольшой швейный цех в Бишкеке в 2017 году. У нее работают 20 работниц и около 10 швей надомниц. Цех отшивает женские футболки, платья и блузки и в месяц производят порядка 400 единиц каждого вида продукции.
По словам хозяйки предприятия, за годы работы она успела обзавестись постоянными клиентами, которые обеспечивают регулярными заказами. Среди них покупатели из России и Таджикистана. Последние закупают продукцию для перепродажи в России. И хотя таджикских оптовиков в последнее время не так много, женщина дорожила клиентами и старалась в срок выполнять заказы.
«Последнюю партию платьев мы отправили в Таджикистан, в Худжанд, машиной в начале апреля. С тех пор новых заказов с таджикской стороны не поступало. А теперь, наверное, и не поступит. Даже если они захотят снова закупаться у нас, то я не знаю, как им отправлять готовое. Я слышала, что введены какие-то ограничения на пересечение границы для обычных людей. А мы отправляли партии одежды с таксистами, платили им немного и получалось выгодно и для нас, и для покупателей», – рассказывает Артыкова.
Она добавила, что еще до произошедших 28-29 апреля событий на кыргызско-таджикской границе, на нее выходили некие покупатели с рынка Дордой и просили реализовывать швейные изделия им. Однако женщина не хотела нарушать договоренности с покупателями из Таджикистана. Теперь, наверное, примет предложение местных заказчиков, поскольку в противном случае ее небольшая фабрика будет получать меньше заказов.
На учебу в Кыргызстан
Еще один пункт миграции таджикистанцев в Кыргызстан – учеба. Будущая журналистка, выпускница Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) Бебахо Ашур приехала из Таджикистана в Бишкек в 2016 году, чтобы получить образование. Девушка говорит, что на родине нет вуза, в котором бы предметы велись на английском языке, поэтому она решила учиться в Кыргызстане.
Выпускница добавила, что за годы проведенные в Бишкеке успела найти много друзей и проникнуться добротой кыргызстанцев. Все то время, что она жила в столице, чувствовала себя как дома, ведь в культурном плане Кыргызстан и Таджикистан во многом похожи. Однако после выпускных экзаменов в планах у Бебахо вернуться в Душанбе и там найти работу.
«Сейчас я жду, когда ситуация на границе наших стран станет более спокойной, чтобы не было возможных проблем при пересечении границы. Меня действительно ранила новость о том, что на границе наших двух стран происходят такие страшные события из-за участка земли! Если посмотреть назад, в историю, наши страны всегда помогали друг другу. Взять, к примеру, гражданскую войну в Таджикистане. Кыргызстан тогда помог. Я надеюсь, что все в скором времени мирно решится», – говорит Ашур.
Она добавила, что в дни обострения конфликта на границе АУЦА организовал вывоз таджикских студентов на родину, однако девушка решила переждать события в Кыргызстане.
«Кыргызские друзья меня поддерживали. Некоторые предложили помощь при пересечении границы. В Бишкеке живет друг моего отца, он сказал, что я могу на него рассчитывать», – рассказывает Ашур.
Еще один выпускник АУЦА таджикистанец Шероз Мирпочоев от помощи университета при пересечении границы решил не отказываться. Молодой человек добавил, что было организовано два мини-автобуса.
«Нас было 16 человек. И поскольку места в бусе остались, наш университет принял решение помочь и таджикским ребятам из других вузов. Все было, конечно, бесплатно. Университет заранее передал фамилии тех, кто едет, на КПП на границе, поэтому нас беспрепятственно пропустили. Я решил вернуться на родину, поскольку я закончил в этом году университет», – говорит Мирпочоев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus