Уже привычной новостью стал очередной коррупционный скандал в министерстве образования и науки Казахстана, о котором написала газета «Время».
И очень большие вопросы вызывает отношение к проблеме чиновников и самого министра, которые, похоже, привыкли к случаям коррупции не меньше читателей.
Клан и «Soprano»
В новом скандале ничего хитрого. Министерству поручили в рамках программы «Жас Маман» модернизировать 200 учебных заведений. Помочь с составлением плана должно было ЮНЕСКО. Но в прошлом году чиновники отказались от его помощи и наняли финскую компанию «Soprano Group» и перевели 1,2 млн долларов за консультации и экспертизы.
А сейчас в сеть попала запись рабочего совещания МОН, из которого ясно, что дело кончилось плохо. Из-за коронавируса финны в Казахстан так и не приехали, да и вообще, по мнению сотрудников, провели свою работу чисто формально.
Но деньги вернуть нельзя, потому что договор с финнами был составлен без конкретного техзадания и его условиям отвечает любая отписка подрядчика. Более того, МОН подписало акты о выполнении работы в декабре 2020-го, и теперь еще само вроде бы должно «Soprano Group» более миллиарда тенге.
А тут еще совсем неприятная деталь. Казахстанская сторона рекомендовала Soprano на роль переводчика документов шымкентскую фирму «Ai-Group Kz», которая, по данным из интернета, занимается ремонтными работами и зарегистрирована в квартире многоэтажки.
Тем не менее, «Ai-Group Kz» получила платеж на 195 тысяч долларов, после чего «Soprano» - подписи на актах выполнения работ, а МОН – вагон неприятностей.
История выглядит очень плохо. Министр Асхат Аймагамбетов, как и многие читатели, наверное, заподозрил здесь коррупцию. Во всяком случае он говорил на совещании: «За такие «ошибки», извиняюсь за выражение, сажают!.. Неужели нет чувства самосохранения! Полный бардак!».
Не будем здесь углубляться в мгновенно возникшие слухи о роли самого Аймагамбетова. После серии попавших в прессу коррупционных расследований, где он фигурирует, многие начинают сразу думать худшее. В соцсетях комментаторы пишут, что на совещании министр неубедительно имитировал удивление произошедшим.
Только спокойствие
Тут другой вопрос возникает. На довольно «громкий» проект из бюджета выделили деньги. Еще толком ничего не сделали, а пропало больше миллиона долларов. Не носок, не расческа, не счет за электричество. Пропал миллион в общем-то чужих долларов.
Не бывал в таком положении, но что-то подсказывает, что расстроиться можно. Очень сильно. Тут даже за грудки можно кого-то схватить и требовать вернуть деньги со всеми угрозами и оскорблениями.
Еще мысль возникает: выйти к сотрудникам Антикора, которые сейчас ходят в МОН, как на работу, и крикнуть: «Спасите! Обокрали! Увели деньги, которых я и за год не отработаю!». Или начать служебную проверку и уволить кого-нибудь. Или сделать заявление для прессы и руководства, пока все это в газеты не попало и не осрамило не всю страну.
Но почему-то этого не происходит. Посовещались и дальше пошли. Не убиваться же из-за миллиона долларов. Ведь еще выделят.
Ответственный секретарь МОН Канат Сарсембаев, подписавший те самые акты о выполнении работ, сидит на своем месте. Недавно с днем рождения коллеги поздравляли. И Аймагамбетов не спрашивает у него, как вышло, что создатели «Ai-Group Kz» - его земляки. Это ж газета «Время» задается вопросами о наличии «откатов», а министры – выше таких подозрений. Гораздо выше.
Министерство работает, как будто ничего не произошло.
«Не видим зла»
Может быть, из-за такого отношения к коррупции в МОН уголовные дела плодятся? В апреле возбудили шесть дел в образовательном ведомстве в связи со взятками и нарушениями при госзакупках. Люди проходят – вплоть до уровня глав региональных управлений. Серия расследований ведется Антикором в центральном аппарате.
А все потому, что коррупция воспринимается, как «дело житейское». Кто-то сам причастен и считает неудобным упрекать других. Кто-то ленится, ведь не его деньги пропали. Кто-то надеется на протекцию и льготы за молчание.
И не надо говорить про то, что «зарплаты маленькие». В конце прошлого года руководство МОН получило головокружительные многомиллионные бонусы по инициативе Аймагамбетова. И он сам в стороне не остался. После такого министерство должно быть чистым и прозрачным, как хрусталь.
И МОН с Аймагамбетовым не одно такое. Коррупцию во многих ведомствах стали считать бедой неизбежной, вроде насморка зимой. Неприятно, но что ж поделаешь. Работать-то надо, пусть с насморком и потерей миллионов долларов. Страна богатая – еще будут.
Чиновники больше заботятся о личных отношениях с начальством и пиаре, чем о реальных достижениях и борьбе с взятками. Можно нанять пиарщиков, чтоб они запустили пару сотен ботов, которые будут тебя в соцсетях называть «народным министром» и восхвалять.
А если вдруг в министерстве опять кража откроется, так это ж природное явление – вроде жары летом. Если совсем глупое что-то, то да, можно возмутиться и даже подчиненным замечание сделать. Чтобы умнее были и аккуратнее. До следующего раза.
Автор: Иван Федоров
Правила комментирования
comments powered by Disqus