Подорожают также и молоко, и курятина, и яйца. Причина — подорожание кормов.
В Казахстане куриные яйца могут подорожать до тысячи тенге за десяток. Такие прогнозы дают владельцы крестьянских хозяйств. Одна из причин удорожания — птичий грипп, который бушевал в Казахстане в конце 2020. Тогда пало около двух миллионов птиц. Вторая причина — удорожание кормов. Так, если в 2019 году корма стоили 100 тенге за кг, то в 2020 их цена составила уже 200 тенге, а в 2021 выросла до 360
Эксперты дают этой тенденции объяснение. Дорожает все — таковы темпы инфляции.
Что подорожало?
По словам Марата Айсина, директора зерновой компании «Сункар», в первую очередь на стоимость кормов повлияло удорожание сырья — пшеницы.
— Калькуляция идет от сырья. Если в прошлом году цена за тонну была 85 тыс. тенге, то сегодня — уже 96 тыс.
Подорожала и упаковка — мешкотара, пленка и пр. Выросли цены и на электроэнергию, и на бензин
Но производителей яиц минсельхоз собирается субсидировать, поэтому сильного роста цен не будет. Но на мясо, думаю, его не избежать, потому что корм продолжает дорожать, — отмечает Айсин.
Следствие проблем мукомольной отрасли
Дос-Мукасан Таукебаев, директор мукомольного комбината «Мутлу», связывает рост цен на корма с банкротством мукомольных предприятий.
— Загруженность оставшихся в стране мукомольных комплексов составляет всего 9-10%. То есть это всего три дня работы в месяц. Поэтому прибыль совсем небольшая.
В 2021 году «живых» мукомольных компаний в Казахстане осталось 150, а в прошлом их было 270 — отмечает он.
Низкую загруженность мукомольных предприятий он объясняет тем, что экспорт муки почти полностью парализован. На афганский рынок ее в основном поставляют узбекские мукомолы. Таджикский рынок практически полностью сам себя обеспечивает мукой.
Сегодня единственный рынок для Казахстана — это Кыргызстан, но там небольшое население и низкая потребность
Внутренний рынок Казахстана тоже небольшой. Чтобы обеспечивать мукой 18 млн населения, достаточно 18 мукомольных комплексов.
Дефицит отрубей
Наряду с сокращением производства муки сократилось и производство побочных продуктов — кормов, что увеличило спрос на них.
— При переработке 1 тонны пшеницы мы получаем 73% муки. Около 2% составляют потери — пыль и мусор. Оставшиеся 25% — это отруби и зерноотходы, сечка. Отруби и служат кормовой базой. На сегодняшний день в Карагандинской области отруби стоят 80 тенге за кило, а буквально десять дней назад были 68 тенге
Если бы все мукомольные комбинаты работали, то отрубей, сечки и зерноотходов было бы очень много. И цена за килограмм была бы 30-40 тенге. А кило говядины стоил бы не 3 тыс., а 1 500 тенге. Яйца стоили бы не 600 тенге за десяток, а 200-300. Все взаимосвязано, — считает Таукебаев.
Отложенный эффект
В дальнейшем, по его прогнозам, корма будут только дорожать. Это приведет и к удорожанию мяса. К примеру, цена за килограмм говядины может вырасти до 4 тыс. тенге.
— Сейчас мясо еще не подорожало, потому что многие частные подворья, которые держат скот, из-за засухи и дорогого корма начинают массово его забивать. Предложений по мясу на рынке много
Но со временем поголовье скота в стране уменьшится. И те, кто не резал свой скот, окажутся в выигрыше. Подорожают также молоко, курятина и яйца. Растут у нас цены и на электроэнергию, и на дизтопливо, — замечает мукомол.
Причины и в засухе
Второй фактор удорожания кормов, по словам Дос-Мукасана Таукебаева, это засуха, которая случилась в западном Казахстане. Негативные прогнозы и в Южно-Казахстанской области, где уже началась уборка пшеницы.
— Многие поля сгорели, урожайность низкая, пшеница очень сильно дорожает. На сегодняшний день, по информации мукомолов Казахстана,
в Туркестанской и Жамбылской областях фасованные мешки пшеницы продают по 120 тенге за кг. Один мешок обходится в 6 тыс. тенге, — рассказывает он.
Между тем, как он отмечает, много пшеницы продается за рубеж.
— Мы, мукомолы Казахстана, уже десять лет пишем и президенту, и правительству, и всем профильным ведомствам и министрам, что надо как-то ограничивать экспорт сырья. У нас должен быть лозунг, что экспортировать надо только в переработанном виде.
В Узбекистане мукомолам выгоднее
Если вы обратитесь за сырьем к Узбекистану, вам ответят, что вы можете приобрести только готовую продукцию. Китай тоже никогда сырье не даст. Получается, мы превратились в сырьевой придаток наших соседних стран. В Узбекистане за последние пять лет построено порядка 500 мукомольных компаний, и большинство из них работают на казахстанской пшенице. Раньше мы сами поставляли муку в Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан. Но, к сожалению, в последние годы Узбекистан вытеснил нас с этих рынков.
Недавно Узбекистан объявил конвенцию — в направлении Афганистана казахстанские мукомолы не могут грузить вагоны. А у местных грузоотправителей внутри страны разрешение есть
То есть узбекское правительство делает все, чтобы развивать собственную переработку. Нам с ними конкурировать сложно. У нас электроэнергия обходится 24 тенге за киловатт, а в Узбекистане, если считать в наших деньгах, 8 тенге. В три раза дешевле.
Зарплата наших грузчиков составляет 200 тыс. тенге, а узбекский у себя работает за 50 тыс. тенге. У нас кредиты на 7 лет даются только под 14%, а в Узбекистане под 4% на 15 лет. К тому же мы платим очень много видов налогов, а в Узбекистане все новые производства на 5 лет освобождены от всех видов налогов, кроме «социалки».
Потом, зима у нас 9 месяцев, а в Узбекистане круглый год тепло. Нам приходится нести коммунальные расходы — отапливать, убирать снег и прочее. Много факторов, которые ставят нас в невыигрышное положение, — заключает Таукебаев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus