90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

«Экзотический» Туркменистан и его уязвимость к дезинформации

14.07.2021 09:30

Политика

«Экзотический» Туркменистан и его уязвимость к дезинформации

«Дезинформация о стране подрывает доверие туркменского народа в более свободные СМИ, которые в свою очередь могли бы сыграть свою важную роль в демократизации страны», – отмечает в своей статье, написанной специально для аналитической платформы CABAR.asia, туркменский медиа-эксперт, редактор издания Ashgabat times, публикующийся под псевдонимом Дерья Жомартов.

Источник: «Экзотический» Туркменистан и его уязвимость к дезинформации

Туркменистан с его самобытностью и закрытостью сохраняет свою «экзотичность» и манеру кликбейта для интернет-СМИ и создателей контента. Согласно последнему Всемирному индексу свободы прессы, составленному организацией «Репортеры без границ» (RSF), Туркменистану удалось подняться на одну строчку, став 178-ой репрессивной страной в мире. Согласно этому индексу, медиа-среда Туркменистана характеризуется как «постоянно расширяющаяся информационная черная дыра», а организация Freedom House прокомментировала свободу прессы в Туркменистане как «строго ограниченную».

Независимо от права собственности, правительство контролирует все средства массовой информации в стране: телевизионные программы и печатные СМИ должны получить одобрение специального комитета перед их выходом в общественность. Этот комитет очень похож на тот, в котором работает Уинстон Смит, главный герой романа Джорджа Оруэлла «1984». Комитет требует от газет переформулировать каждую новость в соответствии с политикой «большого брата», в данном случае президента Бердымухамедова.

В этих условиях практически невозможно понять реальную ситуацию в стране, даже проанализировав новостные агентства Туркменистана. Turkmen.news, Туркменская служба Радио Свобода и Хроника Туркменистана являются наиболее так называемыми независимыми интернет-СМИ, которые фокусируются на теме «что происходит в Туркменистане». Поскольку эти новостные агентства в основном называют свои источники анонимными или под псевдонимами, встает вопрос об ответственности за передаваемые новости из Туркменистана. Это свою очередь может создавать условия для дезинформации.

Эффект пандемии

Всемирное распространение пандемии усилило проблему дезинформации. 26 марта 2020 года туркменская служба Радио Свобода опубликовала новость, начинающуюся с фразы «гражданам Туркменистана запрещают говорить о коронавирусе». Через несколько дней после данной статьи RSF опубликовала обновление по странам, в котором в качестве источника используется статья Радио Свободная Европа/Радио Свобода (RFE/RL) о Туркменистане, где в одном предложении использовались слова «Туркменистан», «коронавирус» и «запрет». RSF заявила, что правительство Туркменистана «подвергает своих граждан опасности», «запрещая использование слова «коронавирус» на улицах и никогда не упоминая его в официальных документах и СМИ».

Этот отчет стал причиной молниеносного распространения дезинформации. Такие иностранные СМИ, как NPR, ABC News, Independent, CBS News, CNET приняли участие в следующем раунде запрещенной коронавирусной эстафеты. Несмотря на то, что эта дезинформация была разоблачена и RSF обновила свои новости, удалив все запретные слова, данные новостные сводки все еще существуют.

Только в марте 2020 года так называемые ашхабадские частные СМИ как Turkmenportal, Business Turkmenistan и Arzuw News опубликовали соответственно 18, 6 и 5 новостей о коронавирусе и Туркменистане. Не только частные СМИ, но и государственное информационное агентство Туркменистана в марте 2020 года упомянуло слово «коронавирус» в двух новостях. Первая новость 18 марта касалась телефонного разговора между Бердымухамедовым и Мирзиеевым, а вторая новость 26 марта была опубликована о чартерных рейсах туркменских авиалиний из Китая в Туркменистан.

Можно сказать, что эти новости государственного информационного агентства являются исключением и не отвечают на вопрос, был ли «коронавирус» запрещен или нет. Но если бы он действительно был запрещен, то так называемые частные информационные сайты Туркменистана не публиковали бы новости о «коронавирусе» в стране, где министерство национальной безопасности контролирует все частные СМИ.

С начала пандемии так называемые независимые новостные агентства опубликовали несколько отчетов, источниками которых были местные анонимные журналисты или анонимные граждане. По соображениям безопасности вышеупомянутые СМИ не публикуют имена своих репортеров из Туркменистана, цитируя их в качестве «ашхабадских корреспондентов». СМИ обычно интерпретируют свои источники как людей, согласившихся говорить анонимно и публикуют имена своих репортеров после их задержания силами безопасности или заключения под стражу. Этот процесс наносит ущерб легитимности присутствия данных СМИ в Туркменистане и вызывает путаницу в отношении того, сообщают ли новости журналисты из Туркменистана или обычные граждане.

Заключение под стражу Нургельды Халыкова может служить примером для этого аргумента. 14 декабря 2020 года Turkmen.news сообщил, что Нургельды Халыков, «житель Ашхабада», который отправил Turkmen.news фотографию миссии ВОЗ COVID-19 в Туркменистане в отеле «Йылдыз», был заключен в тюрьму на четыре года по «сфабрикованному обвинению». Издание написало, что Халыков «был наказан за свою связь с представителями независимой прессы». Turkmen.news ничего не написали об отношении Халыкова к изданию, а скорее что у них «есть основания полагать, что он рассказал бы» им о своих проблемах.

Спустя четыре дня после этих новостей, 18 декабря 2020 года, RSF охарактеризовала Халыкова как журналиста, который «тайно работает» на Turkmen.news. Издание признало свое сотрудничество с Халыковым только в феврале 2020 года, назвав его «нашим корреспондентом» и написав, что Халыков «сотрудничал с Turkmen.news в течение нескольких лет» . 17 февраля специальный представитель ООН направил письмо правительству Туркменистана, в котором поинтересовался текущей ситуацией Халыкова. В этом письме Халыков охарактеризован как «внештатный журналист и давний корреспондент независимых СМИ и правозащитной группы». Посмотрев на хронологию вышеупомянутых событий, можно увидеть путаницу того, кто есть кто.

Запреты создают место для дезинформации

Каждый запрет туркменского правительства несет с собой очередную порцию дезинформации. В мае администрация города Ашхабад под предлогом «экологической кампании» ввела ограничение на движение автомобилей. В период с 10 по 25 мая движение частных автомобилей в основной части города было ограничено, разрешены только общественный транспорт и средства передвижения дипломатических представительств. Получастное информационное агентство «Orient» сообщило, что в период «экологической кампании» дороги Ашхабада были открыты для всех транспортных средств с 7-9 утра до 5-9 вечера. Агентство также опубликовало карту заблокированных дорог, демонстрирующую, что не все дороги были заблокированы. Цепочка новостей о новых правилах породила еще одну дезинформацию.

11 мая «Хроника Туркменистана» сообщила, что таксисты за эти дни повысили цены в 2-3 раза. На еженедельном брифинге Eurasianet вместо «водители такси» были указаны «водители переполненных автобусов». Издание также написало, что дороги были «перекрыты для всех транспортных средств, кроме общественного транспорта и такси». На этом еженедельном брифинге использовался отчет Туркменской службы Радио Свобода (RFE/RL) о вреде ограничений для передвижения машин скорой помощи. Поскольку ограничения на самом деле не включают общественные транспортные средства, находящиеся на государственной службе, этот отчет сохраняет свою двусмысленность и неправильно полагать, что только эти ограничения являются причиной задержки скорой помощи, что создает иллюзию будто в обычные дни нет никаких проблем с движением скорой помощи.

Месяц май дал еще одно поле для дезинформационной кампании о Туркменистане. На этот раз речь идет не об ограничениях или запретах, а о распоряжении. 29 мая Туркменская служба RFE/RL сообщила, что после смерти отца Бердымухамедова «высокопоставленным туркменским чиновникам мужского пола и руководителям крупных частных компаний было приказано побрить головы». Чтобы понять, является ли эта информация подлинной или ложной, достаточно заглянуть в ежедневную государственную новостную программу «Watan Habarlary». Государственное информационное агентство Туркменистана опубликовало сообщение о смерти отца президента 18 апреля и в сообщении RFE/RL говорится, что «распоряжение действует в течение 40 дней».

Несмотря на это «распоряжение», туркменские чиновники мужского пола были замечены с небритой головой на «Watan Habarlary» с 18 апреля по 29 мая.  Можно сделать два предположения: официальные лица, возможно, отказались подчиниться распоряжению либо информация RFE/RL не соответствует действительности. Поскольку Туркменистан является страной, где «политические права и гражданские свободы практически полностью отрицаются на практике»,  я бы предположил, что должностные лица не имеют права отказывать в распоряжении, а значит, скорее всего отчет RFE/RL не соответствует реальной информации. Хотя использованная Kaktus Media и Milliyet дезинформация не распространилась в крупных новостных изданиях, но из-за ее «экзотичности» она распространилась в социальных сетях.

В первый день июня турецкое интернет-издание GZT, принадлежащее Albayrak Media Group, опубликовало видео о Туркменистане. Согласно данному видео, представленному редактором GZT по Евразии Назгуль Кенжетай, гражданам Туркменистана в возрасте до 30 лет не разрешается выезжать за границу, а женщинам правительство запрещает пользоваться автомобилем и носить брюки. Эти аргументы недействительны. В Ашхабаде можно увидеть множество туркменской молодежи, обучающейся и работающей за рубежом, а также женщин в брюках. Автошколы принимают женщин – и в стране есть женщины, которые водят автомобиль. Всего видео посмотрело более 1 миллиона человек на YouTube и в Instagram.

Неудачные попытки создать героя

Иллюзия пандемии в Туркменистане, экономические трудности и принятие изменений в Конституции без референдума привели к росту протестов туркмен, проживающих в Турции, на Кипре и в Соединенных Штатах. Во время одной из акций протеста, которая была организована в Стамбуле 19 июля, несколько активистов были задержаны турецкой полицией. Согласно сообщению RFE/RL, большинство задержанных туркмен были освобождены примерно в течение пяти часов, за исключением Дурсолтан Тагановой. После трех месяцев содержания в следственном изоляторе, на следующий день после общего заявления 11 правозащитных организаций, 13 октября Таганова была освобождена.

Во второй половине октября 2020 года RFE/RL опубликовало несколько сообщений о Тагановой. 26 октября RFE/RL сообщило, что давление туркменского правительства на родственников Тагановой усиливается и добавило, что туркменская полиция вынудила их сделать заявление перед камерой, назвав Таганову «предателем». Три дня спустя RFE/RL опубликовало еще один новостной репортаж о Тагановой с заголовком «туркменская Тихановская».

Согласно этому сообщению, местная администрация Лебапского района начала клеветническую кампанию против Тагановой среди государственных служащих и общественных организаций. RFE/RL заявило, что «Таганова как и Тихановская, хочет начать народные демонстрации протеста», сославшись на школьного учителя, который был источником корреспондента издания. На следующий день RFE/RL опубликовало интервью с Тагановой, спросив ее мнение о том, что «туркменские власти сравнивают ее с Тихановской». Таганова прокомментировала, что это сравнение является «большой ошибкой», заявив, что она «не участвовала в выборах» и ее «активность является небольшим вкладом в усилия» туркменского народа.

3 ноября 2020 года Туркменская служба RFE/RL опубликовала еще одну статью, автором которой была Фарангис Наджибулла, с использованием «туркменской Тихановской» в заголовке, несмотря на вышеупомянутое несогласие Тагановой. Можно задастся вопросом, почему Туркменская служба RFE/RL продолжает использовать сравнение Дурсолтан Тагановой с Тихановской, хотя она с этим не соглашалась. Давайте вернемся к первоначальному источнику этого утверждения. Azatlyk использовали школьного учителя в качестве источника своего корреспондента, затем они спросили об этом у Тагановой и, несмотря на ее неодобрение, снова использовали это сравнение в заголовке.

В последней статье Наджибулла своими словами заявила, что «как и Тихановская, туркменская политическая активистка [Таганова] хочет, чтобы новое демократическое правительство пришло к власти в Ашхабаде путем свободных и справедливых выборов». Не является ли это признанием и одобрением так называемого сравнения «туркменских чиновников» со стороны RFE/RL? Или может быть, это попытка создания героя в средствах массовой информации? Что ж, ответы на эти вопросы останутся двусмысленными, поскольку источники, если таковые имелись, были анонимными.

Заключение

Анализ и процесс подготовки вышеупомянутых медиа-материалов доказывают, что страны с отсутствием свободы прессы, в данном случае Туркменистан, уязвимы перед дезинформацией. Можно сказать, что при деспотичном руководстве эти виды дезинформации неизбежны, и Туркменистану следует реализовать больше стратегий для продвижения более свободных СМИ, чтобы не быть жертвой дезинформации. В этой связи СМИ несут такую же ответственность, как и правительства, за продвижение журналистики и информационных сообщений, основанных на фактах, а не на сфабрикованной правде ради кликбейта и «экзотики».

В заключение следует отметить, что существуют две основные трудности, которые могут открыть возможности для дезинформации о Туркменистане в мировых СМИ. Во-первых, поскольку у третьих сторон нет возможности проверить новые факты, местные репортеры «независимых СМИ» могут сообщать фальшивую информацию или создавать ее, ссылаясь на анонимные источники для фальшивой сенсации. Во-вторых, основные СМИ могут извлекать информацию из первоисточника и ложно интерпретировать ее. В обоих случаях это может создать пузырь дезинформации, как это было в вышеупомянутых ситуациях. Несмотря на то, что все страны Центральной Азии входили в состав Советского Союза, каждая из них уникальна своей местной динамикой, и методы управления могут быть разными.

В этом контексте важно анализировать новости из Туркменистана с учетом местной динамики страны. Например, в какой степени люди из сельской местности страны, где не транслируются независимые российские/белорусские телеканалы, могут знать о важности Тихановской? Или как государственные чиновники могут не брить голову после распоряжения президента в Туркменистане? Эти вопросы так же абсурдны, как и правила в стране. Я хочу предложить редакторам СМИ Центральной Азии проанализировать первоисточник каждой новости о Туркменистане, и посмотреть, что говорят социальные сети на туркменском языке и как реагируют на первоначальные новости. Поскольку правительственная повестка дня ежедневно распространяется в «Watan Habarlary», редакторам следует ознакомиться с ними, чтобы визуально понять некоторые детали. Дезинформация подрывает доверие туркменского народа в более свободные СМИ, которые в свою очередь могли бы сыграть свою важную роль в демократизации страны.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

14.07.2021 09:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
70%

кыргызских школ не подключены к центральной канализации

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30