В Кыргызстане этим летом были приняты поправки к закону, устанавливающие контроль над НПО, которые финансируются зарубежными фондами. Долгое время подобные организации были основным инструментом, с помощью которого США и «коллективный Запад» управляли республиканской политикой. Попытки сделать их работу прозрачной вызвали ожесточённые протесты «нпоошной» среды и иностранных посольств.
При этом даже сейчас Кыргызстанский закон максимально либерален. В отличие от законодательства США здесь нет понятия «иностранный агент», требований регистрации и соответствующей маркировки своей продукции.
Кыргызское законодательство только позволяет гражданину при наличии доступа в интернет и досуга узнать, что та или иная НПО работает на иностранные деньги по указаниям иностранного заказчика. Фактически вместо введения регулирования власть отправила «подачу» гражданскому обществу, которое само должно разбираться с иностранными агентами и своим отношением к ним.
Особо опасный агент
Организация может считаться иноагентом, если получает из-за рубежа денежные средства, указания, а также ведёт политическую деятельность или сбор информации. Такие НПО превращаются в инструмент фактической колонизации государства их западными спонсорами, подменяют собой общественное мнение и в конечном счёте пытаются потеснить власть официальных институтов.
Самый красочный пример – скандальные переговоры американских агентов Джозефа Белла и Спаски Гатзинска с главами НПО, получающих поддержку от американского NED, весной 2019 года. Темой было создание антиправительственного движения и делёж портфелей в будущем правительстве, результатом – столкновения в Кой-Таш и арест экс-президента Атамбаева, который стал объектом иностранных манипуляций вместе со многими другими политиками.
Можно как угодно относиться к Атамбаеву, Жээнбекову и Жапарову, но их смена у власти должна определяться на всенародных выборах, а не на конспиративных встречах с иностранными эмиссарами. Подобная практика создаёт угрозу стабильности и национальному суверенитету.
Также НПО, являющиеся агентами США, занимаются разжиганием в Кыргызстане антикитайских настроений. В этом замечены представители «За демократию и гражданские права», «Комитет по защите китайских кыргызов», а также группа СМИ, финансируемых через американское НПО «Интерньюс». Первоисточником средств выступали Госдеп США и американское агентство USAID.
Результатом разожжённой в республике антикитайской истерии стали нападения мародёров на китайские предприятия, которые дают более 28% иностранных инвестиций, и в дни революции 2020 года, и ранее. Минимальная оценка ущерба экономике Кыргызстана – 128 миллионов долларов, которые сейчас были бы не лишними для населения страны.
Также десятки миллионов долларов не пришли в экономику Кыргызстана из-за кампании против разведки урановых месторождений, в которой участвовали представители кыргызских НПО «Институт Общественного Анализа», «Адилет» и «Таалим-форум», связанные в том числе с USAID и «Фондом Сороса».
Провоцирование радиофобии нанесло серьёзный ущерб республике, но отвечало стратегии ядерной корпорации «Westinghouse» (США), которая любыми средствами пытается сдержать развитие конкурентного ядерного комплекса в государствах Центральной Азии без ее участия.
Как поймать иноагента?
Очевидно, что необходимо информировать общество о финансовой зависимости НПО-активистов, выступающих с различными призывами, от иностранных спонсоров. В России подобные задачи решает Минюст, но в Кыргызстане эта ответственность перекладывается на само общество.
Все приведенные выше факты об ангажированной США работе НПО были известны ещё в 2019-2020 гг. из открытых источников. Их использованию прессой мешает инерция сознания и страх перед мнимым могуществом «лобби НПО».
Но сам факт принятия нового закона, против которого боролись иностранные дипломаты и иноагенты, доказывает, что ситуация в обществе изменилась. Это должно стать сигналом для серьёзного обсуждения «НПО-колонизации» Кыргызстана.
Первым шагом мог бы стать сайт-перечень НПО-иноагентов на основе данных, собираемых Минюстом и публикуемых прессой.
Проект мог бы включать наравне со сведениями о финансировании краткий перечень выступлений, отвечающих интересам спонсора, доступную информацию о поручениях, данных иноагенту заказчиками, личностях кураторов и прочем.
Наравне с этим вероятно публичное расследование использования иноагентов для вмешательства в политику суверенного Кыргызстана. В России подобные задачи решает комиссия Пискарева, изучающая иностранное вмешательство в российские выборы. В Кыргызстане – также были бы востребованы парламентские или общественные слушания о провокационной деятельности НПО.
Общеизвестно, что республиканский ГКНБ располагает огромным архивом материалов об участии организаций, финансируемых из зарубежных стран, в подрыве конституционного строя и шпионаже. Однако собранные досье долгое время ложились на полку из-за политического лоббизма прозападных политиков и групп. Общество вправе потребовать подробнее рассказать об этих событиях, участвовавших в них людях и организациях.
Страх перед НПО
Почему ситуацию в НПО долго не брали под контроль? В Кыргызстане существуют опасения, что изменение правил игры испортит отношения с США и может сократить приток финансов через неправительственный сектор. Однако это мнение глубоко ошибочно.
Это логика героя «Обыкновенного чуда» Шварца: «Когда при нём душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть всё обойдётся».
США уже используют подконтрольные НПО для дестабилизации ситуации в стране, вводят визовые ограничения, а американское посольство открыто выступает против действующего президента, избранного с весьма высоким уровнем поддержки.
Повторюсь, США демонстрируют колониальный подход к Кыргызстану и фактически игнорируют суверенитет страны. Как еще можно «ухудшать» отношения?
Любой взрослый человек понимает: сотрудничество не выстраивается на основе односторонних уступок в ответ на агрессию. Подобная модель поведения лишь провоцирует жестокость партнера, который чувствует свою безнаказанность.
В Великобритании действуют правила для НПО, близкие российским и американским. Контроль весьма жёсток, но это не мешает американцам вкладывать в страну большие деньги и поддерживать сверхблизкие союзные отношения. Несмотря на огромную помощь Америки в период Второй мировой, Британия не стала унижаться перед партнёром, блюла свои интересы – и не превратилась в колонию.
Уже сейчас видно, что с принятием нового закона американские программы не спешат растворяться в воздухе. Они нужны преимущественно самим Штатам и американским чиновникам, для которых проекты в Центральной Азии - способ выстраивания карьеры и, скажем честно, «распила» средств.
НПО продолжат работу, но их американским кураторам придется прекратить их демонстративное использование для ограничения кыргызского суверенитета. Больше тратить на реальную гуманитарную работу, а не на политическую пропаганду и прикрытие разведопераций. Пусть ведут курсы английского, вручают гуманитарную помощь с наклейкой «USA», но понимают, что такие вложения – не означают продажу Кыргызстана в безраздельное пользование американцам.
Правила комментирования
comments powered by Disqus