К открытию курортного сезона в НТЗ «Аваза»
Любите ли вы летний отдых так, как любят его люди, 11 месяцев в году трудившиеся в поте лица на благо своей семьи и своего государства? Риторический вопрос, скажите вы, кто же не любит отдыхать! И сколько для этого разных возможностей, вариантов: можно подняться в горы, а можно поплавать в море, можно полететь в дальние страны, а можно тихо-мирно посидеть дома с детьми и внуками, душевно поболтать с соседями, поваляться на топчане в тени виноградной беседки, почитать, посмотреть кино по ТВ (именно кино, а не «Ватан»-новости!), приготовить во дворе плов или шашлык, выпить, наконец, и не только травяного чая…
А сколько разных интересных мест буквально рядом! Пройти тропами динозавров в Койтендаге, ощутить свежесть 30-метрового водопада Хур-Хури, что недалеко от села Нохур (кстати, обязательно найдите в интернете и почитайте повесть Людмилы Глазовской «Прощание с Нохуром», получите удовольствие, отвечаю!), окунуться в целебные воды бахарденского озера Ков-Ата… Кстати, приезжал как-то в Ашхабад один очень авторитетный московский доктор, которому давно не давала покоя незаживающая рана на ноге. Так Ков-Ата эту проблему быстро решил!
Проснись, чиновник! Тебе эти мещанские радости недоступны. Хватай чемодан с белыми рубашками, черными костюмами и галстуками, спортивной амуницией и прочей атрибутикой «здорового отдыха», да смотри, не ошибись с цветовой гаммой. Лучше, конечно, заранее созвонись с управделами президента, уточни, что нынче «в тренде»: бело-зеленое или желто-коричневое. Убедись, что твой спортивный «окрас» соответствует твоему госстатусу. Строийся в колонну — и марш на отдых! Да не вздумай затеряться в песках: все равно найдут и доставят в Авазу, на худой конец, в Арчман или Йылсув. Сказано же было: с 1 августа по 1 сентября всем, кроме велаятского руководства, отдыхать!
Ах, Аваза! Жемчужина Туркменистана! Райское местечко! Каспий, пляжи, пятизвездочные отели! Только что-то пусто на пляжах, в отелях и парках. Оно и понятно: в Национальную туристическую зону (НТЗ) «Аваза» ожидается прибытие призидента, его свиты и его дорогих зарубежных гостей.
Впрочем, таких жемчужин в Туркменистане ровно две — Фирюза и Аваза. Первая — для постоянного проживания, вторая — для отдыха. Разумеется, тем, кто имеет на это право. А таких в наши дни, как известно, не так уж и много.
Почему всегда бывает полезно вспомнить прошлое
«Советские деятели были на дачах [в Фирюзе] демократичными. Они не гоняли детвору за фирюзинские проказы — ночные вылазки за яблоками в их сады, — вспоминает историк и публицист Ильга Мехти. — В совминовской даче в мое время, когда на входе еще не стояли солдаты с карабинами, можно было свободно и вкусно пообедать в дешевом ресторане, насладиться несоветским комфортом деревянной курортной беседки, увитой розами. Были еще писательские дачи, о которых вспоминают теперь очень многие литераторы, режиссеры. На одной из дач над переводами стихов Махтумкули работал Арсений Тарковский (отец знаменитого режиссера). ''Где луна? Небесам не дано просветлеть…''. Так на русском проявлялось нетленное: плач Фраги по смерти любимого отца.
Нашла в дневниках Елены Боннер, кстати, она родом из туркменского города Байрам-Али, рассказ о том, как вместе с Андреем Сахаровым, набрав провизии, они как-то устроили путешествие по Фирюзинскому ущелью, наслаждаясь горами, речкой, солнцем. В Фирюзе творили туркменские писатели, поэты. Там рождалось вдохновение яркого туркменского поэта Курбанназара Эзизова…»
Пересматривая время от времени архив «Гундогара», наткнулась на одну свою публикацию (страшно сказать!) 17-летней давности. Называлась она «Прощай, Фирюза!» и касалась того периода правления Сапармурада Ниязова, когда он, не будучи уже в состоянии далеко и надолго покидать свою вотчину (доподлинно известно, что после так называемого «покушения», в 2003-2006 годах из страны Туркменбаши выезжал всего 7 раз: четырежды в Россию и по разу в Иран, Узбекистан и Китай), вплотную занялся «благоустройством» своих владений.
Работы по строительству Каракумского моря «Алтын Асыр», в народе известного как отстойник для дренажных вод, несмотря на протесты экологов, худо-бедно продвигались, поглащая все больше и больше материальных и человеческих ресурсов. Пришла очередь Фирюзы, назло надменному (иранскому) соседу переименованной в Арчабил.
Ниязов уже давно облюбовал Фирюзу для своей загородной резиденции, выселив оттуда санатории, дома отдыха и пионерские лагеря, которых в советское время было немного-нимало несколько десятков, а заодно и всех коренных жителей, которых, по данным на середину 80-х годов, насчитывалось около трех тысяч. По состоянию на 2008 год в бывшей Фирюзе местного населения не осталось вовсе, там проживали только «силовики» и «обслуга».
Понадобился также тройной кордон из полицейских, пограничников и службы личной охраны. Вместо диких плодоносящих зарослей ежевики — колючая проволока, вместо двориков, утопающих в зелени фруктовых деревьев и виноградников, «фешенебельные коттеджи», отели и прочий новодел. Жемчужиной единолично завладел алчный хозяин.
«Не отдал Фирюзу иранцам русский царь, отказало в притязаниях на нее советское правительство. Ниязов расправляется с ней сам. Где же ты, храбрая персидская принцесса — красавица Фирюза? Испуганно трепеща листвой, семь переплетенных стволов тысячелетнего чинара, как семь осиротевших братьев, замерли в ожидании неминуемой гибели. Прощай, Фирюза!»
Сегодня слава Фирюзы как знаменитого климатического курорта ушла в прошлое, как уходит вода в жаждущую влаги землю. Независимый нейтральный Туркменистан ввел визовый режим практически со всем миром. Пройти множество бюрократических препон и заплатить кучу денег за удовольствие постоянно видеть подле себя «личности в штатском», которые с молниеносной быстротой встречающихся в этих краях переднеазиатских леопардов (помните, двух представителей этого славного кошачьего племени Алоуса и Генерала в 2009 году Бердымухаммедов подарил Путину) бросаются на ваши фото- и видеокамеры: «Нельзя, неположено!» — то еще удовольствие.
Нынешним немногочисленным туристам и официальным делегациям туркменские экскурсоводы предлагают совсем иные «достопримечательности»: Музей президента Туркменистана с полной библиотекой его сочинений, гигантское колесо обозрения, высоченный флагшток, мечеть «Духовность Туркменбаши» в Кипчаке, мемориальный комплекс «Народная память», Монумент Независимости, комплекс фонтанов «Огузхан и сыновья», дворцовый комплекс «Огузхан»…
Но не вздумайте мечтать войти внутрь этого дворца: в нем располагается резиденция президента Туркменистана! И не стоит убеждать экскурсовода, что доводилось-де вам побывать на экскурсии в Раштрапати-Бхаван —президентском двореце в Дели, или в резиденции британских монархов — Букингемском дворце, или даже в Белом доме. У нас на президентскую обитель можно поглазеть лишь издалека, как в Бразилии. Или как в России.
Впрочем, в наше непростое время о туризме и вообще не стоит долго рассуждать: пандемия сделала свое дело, приучила нас жить, работать и даже отдыхать и путешествовать в режиме онлайн.
«Курорт мирового значения» или зона отчуждения
«Национальную туристическую зону ''Аваза'' с полным на то основанием можно назвать самым динамичным и масштабным проектом Туркменистана. Этот замечательный, экологически чистый утолок туркменской земли, омываемый лазурным морем и напоенный щедрым солнцем, словно создан для того, чтобы воплощать в жизнь самые смелые мечты. Без преувеличения можно сказать, что появившийся здесь всего лишь за несколько лет современный морской курорт с развитой инфраструктурой и всеми необходимыми условиями для полноценного отдыха — воплощенная в жизнь сказка! Ведь только в сказках на некогда полупустынном берегу моря вмиг может появиться поражающий своим великолепием город».
Это не строчки из путеводителя для зарубежных туристов. Так проправительственные СМИ внушают жителям Туркменистана, какие поистине сказочные возможности предоставлены им в Эпоху могущества и счастья сами знаете, кем.
Официально принято считать, что идея создания современной курортной зоны на берегу Каспийского моря, вблизи портового города Туркменбаши якобы была выдвинута Курбанкули Бердымухамедовым. Это не так. Идея принадлежала Ниязову. Он озвучил ее за несколько месяцев до своей внезапной кончины, на заседании Кабинета министров.
Первоначально все задумывалось как инвестиционный проект. Основной расчет делался на привлечение зарубежных инвестиций в развитие индустрии туризма на берегу Каспия. Ожидалось, что иностранные инвесторы заинтересуются предоставленными туркменским правительством налоговыми, таможенными, визовыми и другими льготами и хлынут в Авазу*, вкладывая миллионы в развитие туристического бизнеса и осваивая побережье.
Но этого не случилось. Преградой стал ряд негативных факторов: близкое соседство с Туркменбашинским комплексом нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ), Туркменбашинской ТЭЦ и рядом других предприятий, планомерно и безнаказанно отравляющих экологию региона, а также загрязненность каспийских вод в результате промышленной разработки нефтеносных участков, довольно частая утечка нефти при транспортировке, а также перспективные планы по прокладке газопровода по дну Каспия. Короче говоря, дело ограничилось строительством двух отелей — «Туркменбаши» и «Сердар» да закрытого для посторонней публики VIP-бассейна.
Придя к власти в феврале 2007 года, Бердымухаммедов всерьез взялся за Авазу. Была выдвинута идея создания не просто курорта, а Национальной туристической зоны «Аваза». Проходили презентации с участием зарубежных инвесторов, массово сносились частные дома местных жителей, гостиницы и отели росли, как грибы после дождя. Открывать их приезжал лично Бердымухаммедов, он же придумывал им громкие названия: «Хазына», «Кувват», «Ватанчи», «Хасыл», «Берекет», «Беркарар», «Хазар», «Дениз»… Возводились коттеджные комплексы для сотрудников министерств и других госстуктур, оздоровительные центры и парки, спорткомплексы, яхт-клуб, конгресс-центр, опреснитель морской воды, новый международный аэропорт в Туркменбаши…
Естественный природный пейзаж был дополнен семикилометровым искусственным судоходным каналом с одиннадцатью автомобильными и пешеходными мостами, искусственными гейзерами высотой до 100 метров, парковым ансамблем с интерактивными фонтанами и амфитеатром для проведения концертов и других зрелещных мероприятий на свежем воздухе, под открытым небом. Планировалось строительство искусственного острова в форме восьмиконечной «звезды Огузхана» — короче, как говорится, любой каприз за ваши деньги! Но свои деньги руководительский корпус, как, впрочем, и сам президент, и его родственники, приезжая на отдых, вряд ли тратят. Поэтому слоган должен звучать так: «Любой каприз — за государственные (народные) деньги!»
К слову сказать, специалисты-метеорологи, экологи, врачи и дргие сведущие люди отмечают, что реально полезный для здоровья сезон в районе Авазы длится не более 4 месяцев в году, учитывая температурные показатели воздуха и воды, уровень солнечной активности, силу ветра и другие данные.
Что ж, успокаивают пропагандистские СМИ, «если волнение на море мешает купанию, к услугам отдыхающих — пляжи на берегах канала. А в вечернее время этот райский уголок озаряется мириадами разноцветных огней, повсюду звучит музыка, разворачивается красочное светомузыкальное водное шоу «танцующих» фонтанов, на концертных площадках проходят разнообразные представления».
Некогда Бердымухаммедов обещал, что Аваза станет новым Лас-Вегасом, так же, как Ниязов обещал сделать Туркменистан вторым Кувейтом. С Кувейтом как-то не заладилось, а про Лас-Вегас — мировую столицу развлечений и азартных игр, «Город греха», как иногда его называют, президент явно ляпнул, не подумавши.
Кроме того, весь предыдущий год был ограничен (читай: запрещен!) туризм, отдых и купание граждан на Каспии и в Авазе. Гостиницы, парки, оздоровительные центры и прочие «места массового скопления отдыхающих» пустовали, что отнюдь не освобождало администрацию от необходимости поддерживать их в рабочем состоянии, ухаживать за зелеными насаждениями, очищать фонтаны и гейзеры и осуществлять другую каждодневную работу.
Наконец, 1 июня 2021 года сезон отдыха в Национальной туристической зоне «Аваза» открылся, а 29 июля туда нагрянул президент со своей свитой. Следует отметить, что прибыли они отнюдь не для отдыха, а «с рабочей поездкой». 30 июля президент провел в НТЗ «Аваза» выездное заседание Кабинета министров, а первого августа, после утренней зарядки, пешей и велосипедной прогулки, совершил испытательный полет на новом военном истребителе, лично управляя этой сверхзвуковой машиной.
Далее следовала морская прогулка с внуками на яхте «Рахат» вдоль побережья Авазы, посещение вместе с членами правительства многопрофильного спорткомплекса, где были организованы совместные занятия физическими упражнениями и спортивные состязания, после чего «спортсмены» возвратились в Ашхабад. Обо всем этом подробно сообщало Госинформагентство ТДХ.
Через несколько дней, 6 августа «Авазе» предстоит стать местом проведения «мероприятий международного значения». В гости к Бердымухаммедову обещали прибыть главы государств Центральной Азии. Здесь же пройдут центральноазиатский женский форум, экономический форум стран Центральной Азии, выставки национальной продукции и фестиваль национальной кухни этих стран. Завершится официальная программа совместным концертом мастеров искусств.
Сможет ли «Аваза» показать все свои достоинства, соответствующие ее статусу «курорта мирового уровня», «современного туристического рая» и «центра проведения форумов международного сотрудничества»? Не пустые ли это слова и пропагандистская шумиха, как, впрочем, почти все то, что об «Авазе» было рассказано выше?
Смогут ли свободно отдыхать в Авазе простые жители Туркменистана? Будут ли приезжать сюда не только зарубежные президенты и премьеры, которых трудно удивить пятизвездочными отелями и «танцующими фонтанами», а туристы-любители дикой экзотики и музыки песков?
Им не нужны аппартаменты, устланные дорогими туркменскими коврами и ценой в 100 долларов за ночь. Эту ночь они готовы просидеть в засаде, ожидая появление какого-нибудь невиданного насекомого, или змеи, или животного. И уж, тем более, они не хотят, чтобы их сопровождали «личности в штатском». Они хотят свободно снимать окружающий мир, людей, верблюдов, лошадей и собак, есть вместе с местными жителями их еду, пить чал, рыбачить в Каспии и считать ночные звезды.
Но если этого не случится, не придется ли нам, скрепя сердце, произнести горькие слова: «Прощай, Аваза!»
*Автор намеренно допускает двоякое написание слова Аваза: без ковычек, когда имеет в виду географическое название, и в кавычках, когда речь идет о названии туристической зоны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus