Эта часть «Политических рисков в эпоху трансмодерна» дается сложнее всего не только потому, что будущее нельзя однозначно предопределить заранее. А скорее потому что нужно правильно подобрать слова, чтобы передать контексты, а не только термины. В силу специфики моих собственных интересов, большую часть времени занимают аналитика и прогнозы от различных институтов и центров, то есть мои мысли основаны на использовании аналитических материалов и научных исследований разных авторов. Процент ангажированности аналитических материалов значительно ниже экспертных мнений, поскольку опираться приходится все же на факты, а не на эмоции. Однако, используемый фактаж и его трактовка в аналитике, на мой взгляд, также должны восприниматься с точки зрения принадлежности площадки к конкретному политическому лагерю с конкретными задачами.
Источник: Будущее «станов» в эпоху трансмодерна
Rezonans.Asia – это издание, которое может себе позволить быть независимым благодаря концепту.
При формировании структуры отталкивалась от анализа ситуации в Казахстане – когда СМИ кормятся либо от госзаказа, либо от западных грантов. Это, разумеется, влияет на повестку и объективность передачи информации.
Это все поляризует наше и без того не самое образованное и эмоциональное общество, повышая социальные риски в среднесрочной перспективе. Рассчитывать на краудфандинг экспертной площадки в Казахстане – безрассудно, поэтому Rezonans.Asia целиком и полностью зависит от моего благополучия. Это непростая задача, но я воспринимаю ее как миссию человека, который понимает сложности и риски грядущего периода. Поэтому мы растем медленно, но стабильно. И, кстати, весьма уютно вписываемся в описание журналистики будущего, предложенное Андреем Мирошниченко, автором книги «Постжурналистика и смерть газет».
А еще мне искренне хочется, чтобы у моих детей была такая же уверенность в безопасности нашего дома-района-города-страны, которая была у меня весь период становления столицы. Но, к сожалению, это будет зависеть от множества факторов, влияющих на развитие ситуации. Я очень хочу ошибаться в некоторых предположениях, однако готовлю своих собственных детей к тому, что их жизни нужно будет посвятить решению конфликтов и предотвращению войн. В общем, тому, чтобы мои прогнозы не сбылись.
О значении времени
В рамках этого изложения лучше опираться на описание времени гением – Стивеном Хокингом, работы которого в соавторстве с Леонардом Млодиновым дали понимание гармоничности разных взглядов и их возможности одновременного сосуществования. В их «Высшем замысле» есть месседж о том, что ненаблюдаемое прошлое, как и будущее, выглядит неопределенно и существует как спектр возможностей. Согласно квантовой физике, Вселенная не имеет единственного прошлого или единственной истории.
Это интересная мысль, которая, с одной стороны, противоречит привычному пониманию прошлого, с другой стороны показывает уязвимость принятой интерпретации исторических событий и хорошо подсвечивает высказывание историка Тамары Эйдельман о том, что мы делаем выводы о прошлом человечества на основании объектов культуры, которые мы нашли без учета того, что мы еще не нашли.
Месседжи Хоккинга перекликаются с месседжами другого историка – Юваля Ноя Харари, который подходит к вопросу развития цивилизаций через иную призму – через развитие сознания. Харари принадлежит рецепт внедрения любой глобальной задачи: «Как заставить людей искренне поверить в воображаемый порядок – христианство, демократию или капитализм? Первым делом – никогда не признавать, что порядок воображаемый».
И это суждение тоже вписывается в рассмотрение нашего настоящего через совокупность не всего известного прошлого, неизвестные элементы которого могут повлиять на наше будущее.
Мы можем констатировать тот факт, что на территории Казахстана, в отличие от большинства постсоветских стран, за 30 лет независимости было спокойно. Это прямая заслуга первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который путем многоуровневой работы как на внутреннем, так и на внешнем поле добился того состояния общества, которое мы называем стабильностью.
Но казахстанская стабильность – это не статика, а множество постоянных не самых заметных колебаний в каждый отдельный промежуток времени и пространстве.
Назарбаеву в период его правления удавалось мастерски балансировать на стыке интересов крупных игроков. А вся критика, звучащая в его адрес, основана на части информации, то есть на основании пары условных черепков без учета неизвестных широкой общественности факторов.
Я же, чем больше узнаю о сложностях и нюансах некоторых договоренностей много лет назад, тем больше осознаю дальновидность Назарбаева в общей стратегии многовекторности, использованной им как основной для развития Казахстана.
Повторю здесь, что наше издание не зависит от госфинансирования, более того, оно уже не зависит даже от казахстанского законодательства, поэтому могу говорить искренне.
Так вот, с учетом того, какие «черепки» попались в мои руки и каких еще нет, с учетом определенной повторяемости логики решений, могу предположить, что президент Назарбаев заложил хороший вектор развития внешней политики, минимизируя риски насильственных действий со стороны внешних игроков по отношению к обычным гражданам.
То есть прямого отчуждения территорий, инициированного нашими соседями объективно быть не может и все спекуляции на данную тему являются спекуляциями разных сил с различными целями. Но все же исключать введения внешнего управления с целью сохранения безопасности границ при потере контроля над внутренней ситуацией в стране нельзя. Но об этом позже.
Логичным решением для нового руководства страны может стать продолжение внешней политики Назарбаева с развитием этой стратегии в транслатеральную концепцию, интересно описанную в докладе Кадзусигэ Кобаяси, научного сотрудника швейцарского Института международных исследований и развития.
Потому что логика транслатерального подхода всегда присутствовала в решениях Назарбаева. Благодаря заложенным им камням (milestones), у нас есть шансы на некоторое снижение рисков транс-модерна.
Концепция транслатерализма предлагается как более успешная стратегия развития государств, чем привычная дихотомия – «продвинутый демократический Запад» и «авторитарный дремучий Восток». Кобаяси предлагает развитие сотрудничества с НЕ-союзниками максимально возможными путями. То есть не обязательно это только экономика, транслатеральный подход подразумевает необязывающее культурное, информационное, конфессиональное сотрудничество с целью укрепления приятия друг друга как субъектов политики.
Минусы существующего мира в том, что блочный подход и льющаяся со всех сторон пропаганда создают слишком упрощенную картину – там «хорошие», здесь «плохие» или наоборот. Но палитра, как известно, не состоит из черного и белого цветов. Черный и белый не имеют собственного тона, а лишь только оттенки. Мир – штука сложная, интересная и прекрасная в своем многообразии.
Смысл концепции транслатерализма отличается от концепции мультилатерализма и заключен в понимании этого термина. Транслатерализм нужно читать как проникающий, гибкий, огибающий острые углы подход к формированию внешней политики. Это использование возможностей сотрудничества с разными политическими партнерами с целью раннего преодоления возможных будущих барьеров.
Теперь о применимости этого подхода ко внутренней политике:
наше информационное поле сейчас пенетрировано двумя видами информационного потока: прозападной и пророссийской пропаганды. Эта дихотомия не просто раздирает наше общество, она угрожает существованию государства через растущую амплитуду внутренних противоречий. Поскольку ощущается острый дефицит идей, связанных с дальнейшим развитием страны, мы вынужденно наблюдаем жесткий контроль информационного поля, когда привычное понимание стабильности обеспечивается в основном силовым или бюрократическим способом. Это позволяет законсервировать, но не развивать нашу страну. Более того, только силовой контроль информационного поля в среднесрочной перспективе способствует катализации нежелательных политических процессов.
Вернемся к философскому пониманию времени, представляющему настоящее как возможному способу внесения изменений в будущее.
Если ретроспективно взглянуть на milestones, внедренные Назарбаевым в период его правления, то можно увидеть достаточное количество инструментов сглаживания внутренних конфликтов согласно транслатеральной концепции.
Например, это возможность переосмысления задач и функционала Ассамблеи народов Казахстана (АНК), а также вовлеченных в съезд лидеров мировых религий казахстанских организаций, конфессиональных институтов и вовлеченных министерств общественного развития, образования и культуры.
АНК представляет собой весьма перспективную структуру, нуждающейся в пересборке ключевых задач и методов их решения. Сейчас мы имеем образ «лубочной» организации, проявляющейся в каких-то протокольных заседаниях и песнях-плясках на общественных мероприятиях. При этом практически 1/3 населения составляют представители разных этносов, а казахский этнос, представляющий 2/3 населения, включает в себя социальные группы с абсолютно разной парадигмой и социальной повесткой.
Я выскажу предположение, что для устранения имеющихся противоречий внутри казахского этноса необходимо использовать будущий опыт устранения межэтнических противоречий все также в рамках транслатеральной концепции как естественного развития многовекторной политики Назарбаева.
Причем для этого не нужна агрессивно-реформистская повестка, которая будет отдавать очередной кампанейщиной и наоборот вредить долгосрочным целям. Для изменения ситуации, на мой взгляд, достаточно обычного аудита имеющихся возможностей, несколько иного, более гибкого подхода к определению административных ролей в регионах и, самое главное – необходимо обеспечить диффузное проникновение ключевых месседжей в информационное поле.
Например, согласно данным самой АНК, в число их Советов общественного согласия входит более 25 тысяч человек. Потенциал их информационного влияния – огромен, существующий уровень информпроникновения – практически нулевой. Все только в рамках песен-плясок.
Я не думаю, что эта ситуация сложилась из-за недостатка интеллекта каждой отдельной персоны, вовлеченной в процессы формирования повестки АНК. Это больше неясное формулирование базовых задач, а также неумение пользоваться элементарными технологическими инструментами в формировании тактических малых и стратегических больших фреймов.
И еще важную роль в сложившейся ситуации играет отсутствие творческого подхода к формированию направлений работы. Креативность как процесс представляет собой несколько иной, более сложный подход, а не сведение смыслов до демонстраций «красотками красивых красот».
У меня теплится определенная надежда на изменение ситуации в связи с приходом нового управления в эту структуру, но удастся ли это – покажет ближайший год.
Хотелось бы, чтобы удалось – потому что межэтнические взаимоотношения нужны как базис для построения консенсусной модели общественного договора для разных страт внутри казахского этноса.
Аналогичный принцип одновременной реализации и переноса транслатеральной стратегии с организациями, вовлеченными в межконфессиональные взаимоотношения, будет способствовать повышению общей конкурентоспособности казахстанского общества.
Но все эти усилия будут иметь минимальный эффект, если не будет усилена прозрачность судов и не будет широко освещена справедливость вынесения судебных решений.
Имеющийся подход к информированию о развитии судебной власти, как одной из трех базовых для нашего государства, на мой взгляд, недостаточен.
В силу особенностей формирования информационной повестки и «хомячкования» журналистики (опр. Д.Старкмана, подразумевающего замену качественного контента его резюме для соцсетей и клишированию подачи информации), население Казахстана знает больше о несправедливых решениях, чем о справедливых, видит больше несправедливости исполнительной власти, чем власти справедливой и наблюдает больше молчащих депутатов из власти законодательной, чем защищающих их интересы.
«Хомячковая» журналистика делает однообразный контент, все глубже насаждая полярное восприятие мира и все больше убеждая читателя в опасностях мнимых, таких как: захват территории Казахстана китайцами, опыты со стороны всемирного правительства над населением через вакцинацию, чипизация населения российскими спецслужбами через вакцину «Спутник» и прочий вымысел, не выдерживающий малейшего критического разбора. Многое из распространяемого нынче инфошума на самом деле уже было обкатано в ранние времена и вместе с последствиями такого подхода доступно описано в книге Архиповой и Кирзюк: «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР». В общем, некоторые слухи тогда кончались трагедиями. Если нет времени читать книги – то на нашем портале о советских слухах и мифах обширно пишет профессор Почепцов в своей колонке каждый понедельник.
В чем опасность «хомячковой» журналистики – она не дает людям необходимой надежды на государство в погоне за кликбейтными заголовками. Новость о насилии со стороны полицейских будет скорее всего подана как негативная и манипулятивная, даже если издание живет за счет госзаказа. Потому что слишком зацензурированное издание теряет читателей и привлекает их за счет эксплуатации более сильной биологической реакции человека на тревожные новости
И в этом опасность порочного хомячкового круга.
Мы сейчас имеем весьма рискованную систему – утопления и отупления граждан, регулировать которую силовым методом, а также распространением слухов и фэйков можно только до определенной степени. Возможности психического здоровья социума не безграничны.
Уже сейчас мы наблюдаем первые попытки насильственного решения вопросов со стороны протестных групп. Именно так надо воспринимать первые нападения на чиновников Минздрава со стороны женщин-антиваксеров. Мягкотелая позиция со стороны государства приведет к последующему повторению и возможным реальным трагедиям. Монополия государства на насилие должна быть несомненной и убедительной.
Расследование и суд, на мой взгляд, были недостаточно сильными, а наказание в виде небольшого штрафа – откровенно мизерным. Теперь в нашей стране и за ее пределами известна стоимость безопасности госслужащего – менее 200$ США за любое публичное унижение. А с учетом количества людей, посмотревших это видео – стоимость показа рекомендуемой модели действий практически равна нулю.
Вопросы психического здоровья нашего общества остаются открытыми. Очевидно, что нашему государству будет все сложнее справляться с вызовами без изменения парадигмы взаимодействия государство-гражданин. Необходимо пересмотреть сферу, связанную с регулированием НПО, полагаю, что здесь есть запас возможностей.
Значительные риски заложены в отсутствии осознания нашими гражданами своей гражданственности, своей со-ответственности за настоящее и будущее. И очень большие риски заложены в невежестве наших людей. Именно поэтому образование взрослых, а не только детей должно стать частью государственных задач. Ошибочно полагать, что глупым населением будет легче управлять в мире трансмодерна. Разница между цифровым Средневековьем и обычным Средневековьем в том, что невежественные и фанатичные могут объединяться и обмениваться информацией без привязки к какому-нибудь конкретному символу или месту. Рецепт бомбы от бывшего ветерана ИРА, найденный на просторах Интернета каким-нибудь Q-анонщиком из США, будет передан им же фанату идеи Восточного Туркестана менее, чем за 1 минуту, без каких-либо докторских степеней и высшего образования. И ни одна спецслужба мира не сможет этого предотвратить. География больше не имеет значение, поэтому борьба за умы людей должна восприниматься как государственная задача.
Невежество для Казахстана является такой же угрозой, как и терроризм
Потому что они связаны друг с другом. И чем больше мы будем терять время на ожидание последствий, тем слабее будут возможности, заложенные для нас первым президентом Назарбаевым в его инициативах (milestones).
Правила комментирования
comments powered by Disqus