Помните, как до прихода к власти Шавката Мирзиёева выбора при поступлении в вуз практически не было? Не прошел в один из узбекских институтов или университетов и все "финита ля комедия". Правда после этого появлялся другой выбор – работать незнамо кем, привыкая к маленькой зарплате или не работать, гордо продолжая учиться у репетиторов за счет родителей.
Сейчас, конечно, ситуация изменилась к лучшему, в стране как грибы создаются филиалы разнообразных иностранных вузов, становится более демократичным отечественное высшее образование. Тем не менее большое число молодых узбекистанцев продолжает выбирать образование за рубежом.
С какими проблемами они там сталкиваются? Что их ждет? Где потом они работают с этими дипломами? Хотят ли поменять ПМЖ? Корреспондент Podrobno.uz поговорила с уроженкой Ташкента Александрой Ганеевой, которая недавно закончила Технологический университет имени Леонова, расположенный в городе Королев. Это настоящий наукоград в Московской области.
Как все начиналось
Российское образование остается одним из самых популярных в нашей стране. С одной стороны диплом российского вуза котируется выше местных вузов, а с другой – это выход для тех, кто не в состоянии оплатить обучение в Европе.
При этом попасть в российский вуз, да и еще на бюджет лет пять назад было достаточно сложно. Для начала надо было, чтоб ребенок год отучился на курсах Россотрудничества или ходил на репетиторство в Русский культурный центр.
В Россотрудничестве был жесткий отбор – даже в ряды тех, кто просто будет посещать учебные курсы отбирали отличников, чтобы у детей были спортивные достижения, грамоты за творческие проекты. За год обучения здесь ребята могли выбрать вуз – им презентовали российские университеты и институты, до пандемии приезжали представители вузов и отвечали на все их вопросы. Большинство из них поступали и уезжали. Этим же путем прошла и наша героиня Александра Ганеева.
Регистрация и место проживания – две основные проблемы
"Честно говоря, у меня бывали разные периоды после поступления – первый год я ходила в безумном восторге, на самом деле в российском вузе открылось очень много возможностей: публицистика, международные форумы, поездки в лагеря к морю за счет университета, учеба на семестр по обмену в Европе. Увы, затем появился ковид", – рассказала Александра.
По ее словам, трудности у студентов из Узбекистана, конечно, есть. В основном они связаны с регистрацией и местом проживания.
"Если у университета маленькое общежитие, то это плохо. У нас, к сожалению, не все иностранные студенты заселялись в общежитие. В 2018 году вышел новый закон, в соответствии с которым все иностранные студенты должны быть поставлены на миграционный учет строго по адресу физического проживания. То есть, если вы живете в съемной квартире, или, например, у друзей или родственников, то собственник этой жилплощади обязан ставить Вас на миграционный учет", – отметила она.
Это многое усложнило, ведь не каждый готов регулярно ставить на учет студентов, у многих просто нет желания оформлять всее необходимые документы. В результате получается, что если у университета нет общежития, то студент фактически предоставлен самому себе, жить негде. Единственный вариант – снимать квартиру или комнату,
Иностранному студенту в России в течение 7 дней после прибытия в страну необходимо сделать регистрацию [временную прописку]. Университет со своей стороны дает справку об обучении и ходатайство, чтобы управления миграционной службы поставили регистрацию. Однако здесь-то и подстерегает главная проблема – во-первых, мало кто вообще хочет сдавать студентам-иностранцам, а во-вторых – регистрировать его у себя.
"Люди просто не хотят заморачиваться с регистрацией, хотя это не влечет никакого увеличения налогов. Им проще сдать местным. В этом и заключается основная проблема, так как делать регистрацию негде, если у тебя нет комнаты в общаге, собственного жилья или родственников и друзей, в общем тех, кто бы мог прописать. Ранее была возможность делать иностранным студентам регистрацию по адресу университета, но теперь это, к сожалению, невозможно", – заметила Александра.
Больше работай, меньше ешь
В жизни нашей героини так сложилось, что ей некому было помочь – на родительскую поддержку она рассчитывать не могла, поэтому надеялась только на себя.
"Мне кажется, молодежи не стоит бояться работы. Я работала на различных подработках, была ведущим игры "Мафия", во многих других местах. Полтора года "оттрубила" в университете в отделе интеграции и связи с общественностью, потом год проработала в сети фитнес-клубов администратором и менеджером. Помимо этого, я все 4 года получала стипендию, мой максимальный показатель – 9500 рублей, это примерно 130 долларов по нынешнему курсу. Конечно же, это далеко не самая максимально возможная стипендия, если учиться можно иметь и больше", – рассказала Александра.
Что касается расходов, то, по словам девушки, в России много категорий продуктовых товаров, которые в разы дешевле и доступнее, чем в Узбекистане. При этом мясо и овощи дороже. Хотя, добавляет Саша, я уже четыре года не была на Родине, поэтому уже теряю навык сравнения цен.
Как в космосе - преступности нет!
Студенчество – это пора приключений и веселья, говорит наша героиня. Зная это, многие родители часто просто не отпускают юных девушек в другую страну учиться, боясь за них. По телевизору они смотрят новости о насилии и убийствах, пытаясь заранее оградить своего ребенка.
"Я жила в наукограде, Королев – это начало космического пути СССР и продолжение для России. Совершенно не боялась преступности. Я теряла банковские карточки, люди находили и звонили в банк, чтобы карту заблокировали, а не пытались украсть деньги. Я десятки раз оставляла телефон и его всегда возвращали, часто ходила пешком вечером и все благополучно", – отметила она.
Когда объявили карантин
Период карантина собеседница вспоминает так:
"Всем российским студентам в общаге в рекомендательном порядке посоветовали поехать домой, они в принципе это и сами планировали. Что касается нас, иностранных студентов, мы остались в общежитиях, так как официально границы были закрыты. Позже, когда начались так называемые эвакуационные рейсы в Ташкент, многие уехали и доучивались дистанционно. Я же осталась в общаге, потом, когда стало скучно съехала на квартиру, но это было мое личное желание, нас никто не выгонял", – отметила она.
Притеснений нет
"Ни разу за 4 года я не испытывала какого-либо притеснения из-за гражданства, все очень адекватные люди. При том, что я и не пыталась это скрывать и наоборот даже много рассказывала об Узбекистане и учила одногруппников даже словам на узбекском. Я была единственной иностранкой и одной из основных активисток в универе на первых курсах", – сказала она.
На сайте вуза, где училась Саша, есть рубрика "наша гордость", вот что о ней написали там:
"являясь студенткой из Узбекистана, Александра понимала, как важна поддержка для иностранных граждан, получающих высшее образование вдали от Родины. По ее инициативе в Технологическом университете был создан "Клуб интернациональной дружбы", председателем которого она стала. Александре удалось объединить всех иностранных студентов вуза, помочь им с адаптацией и познакомиться с Россией".
Послесловие…
Выводы из этой истории каждый сделает свои, но сейчас, когда при Мирзиёеве у узбекских абитуриентов появилась возможность поступать сразу в несколько вузов на Родине, хочется верить, что лучшие из лучших будут жить и работать в Узбекистане, а главное – во благо страны. Что же касается нашей героини, на вопрос – какие планы на ближайшее будущее – Саша ответила: "Я в Ташкент собираюсь на пару месяцев, потом обратно в РФ, буду делать гражданство".
Правила комментирования
comments powered by Disqus