90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Такой дорогой дешевый бензин Казахстана

14.08.2021 10:00

Экономика

Такой дорогой дешевый бензин Казахстана

В своем исследовании эксперты РИА "Рейтинг" проследили цены на бензин АИ-95 и дизтопливо в первой половине 2021 г. среди 32 стран Европы. В очередной раз Казахстан занял первое место по дешевизне – 34,3 рубля (около 197 тенге) и 33,6 рубля (около 193 тенге) за литр соответственно. Дороже всего бензин обходится жителям Нидерландов (162,3 рубля, или около 934 тенге за литр), Дании (150 рублей, или 865 тенге за литр), Португалии (147,8 рубля, или около 852 тенге за литр).

Казалось бы, вот он топливный рай. Но, увы, среднестатистическому автовладельцу радоваться не приходится, поскольку он вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины. И это понятно.

Цены на бензин в разных странах следует сравнивать не столько по самой стоимости, сколько по его доступности населению страны. А вот по этому показателю Казахстан оказался в рейтинге на 17-м месте. Так, если на одну среднемесячную зарплату в Норвегии можно приобрести 2,3 тыс. литров бензина при его цене 2 доллара за литр, то в Казахстане при цене в 0,44 доллара за литр объем купленного топлива будет более чем вдвое меньше. Вне конкуренции, по данным picodi.com, остаются страны Персидского залива: Катар (0.51 долл/литр) – 6532 литра, Саудовская Аравия (0.62 долл/литр) – 5170 литров, Кувейт (0.28 долл/литр) – 5158 литров.

В текущем году стоимость бензина в Казахстане довольно быстро обновила исторические максимумы «дефицитных» 2017–2018 годов. Так, если у розничных реализаторов в январе литр бензина марки АИ-92 в Алма-Ате продавался по 151 тенге, то в марте его стоимость выросла до 159 тенге, продолжила повышаться в последующие месяцы и в настоящее время составляет 171 тенге. Более сложная ситуация сложилась с дизельным топливом.

Остановка на плановый ремонт НПЗ в Чимкенте привела к тому, что в июне на юге страны дизельное топливо оказалось в дефиците, его стоимость доходила до 300 тенге (0,7 долл.) за литр. На одних АЗС горючего вообще не было, на других его отпускали только по талонам. А ведь властями заявлялось, что перед началом ремонта были накоплены необходимые запасы топлива. Для этого ремонт нефтеперерабатывающего завода был перенесен с марта на май текущего года. Не помогло.

 

Более того, в свое время власти уверяли, что после завершения модернизации в 2018 году всех трех НПЗ – Атырауского, Павлодарского и Чимкентского – Казахстан решит многолетнюю проблему дефицита ГСМ на внутреннем рынке и станет полностью обеспечивать себя бензином и летним дизельным топливом. Утверждалось, что ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года.

Переработка нефти в РК в 2020 году составила 15,8 млн тонн, производство бензина – 4,48 млн тонн. Первые значительные поставки светлых нефтепродуктов на экспорт республика начала в 2019 году. При этом в прошлом году объем экспорта бензина увеличился почти втрое – со 180,7 тыс. до 493,6 тыс. тонн. Росту экспорта, несомненно, способствовало снижение потребления более чем на 10% на внутреннем рынке из-за карантинных ограничений на фоне COVID-19.

Основными импортерами казахстанских нефтепродуктов (в основном бензина АИ-92 и летнего дизельного топлива) в 2020 году стали страны Центральной Азии, на долю которых пришлось свыше 90% казахстанского экспорта. Так, почти половину экспортного бензина – 234,2 тыс. тонн отгрузили в Узбекистан, 97,7 тыс. тонн – в Кыргызстан, 62,5 тыс. тонн – в Таджикистан.

Экспортные поставки дизельного топлива составили 175,9 тыс. тонн. Из них 88 тыс. тонн ушло в Узбекистан, в Кыргызстан – 27,1 тыс. тонн и в Таджикистан – 10,2 тыс. тонн. Транзит через Россию составил 50,5 тыс. тонн. В 2019 году в Казахстане действовал запрет на вывоз дизельного топлива и его экспорт не осуществлялся. Экспорт бензина и дизельного топлива принес бюджету в 2020 году более 160 млн долларов.

Однако экспорт топлива в текущем году из-за роста внутреннего спроса вряд ли достигнет прошлогодних показателей. Кроме того, наращиванию экспорта в сегменте бензина и дизельного топлива препятствуют технические и экологические требования: в Казахстане производство топлива класса К-5 пока ограничено и на упомянутых рынках доминируют российские производители.

Безусловно, выросший экспорт топлива оказался одним из факторов, спровоцировавших возникновение его дефицита и последующего скачка цен. И это понятно. Цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются на основе не только спроса и предложения, но и регулярно выявляемых Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) ценовых сговоров крупных АЗС страны и установке ими необоснованных цен на дизтопливо и бензин. И это тоже понятно.

Такие крупные игроки, как «КазМунайГаз», Helios, Sinooil, «Газпром нефть» практически монополизировали рынок нефтепродуктов. Вход туда новым предпринимателям без договоренностей с монополистами-ресурсосодержателями практически исключен, поскольку более чем 90% товаров реализуется по прямым контрактам, как правило, аффилированным поставщикам. Территориальными подразделениями АЗРК выносятся уведомления об устранении признаков антиконкурентных согласованных действий путем снижения цен. Субъектами рынка уведомления исполняются, но через некоторое время все повторяется.

Стараясь избежать возникновения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке, власти периодически вводят запреты на вывоз за пределы республики бензина, дизтоплива, других нефтепродуктов. Очередной такой запрет ввели с 9 мая 2021 года сроком на 6 месяцев. Ранее аналогичный запрет вводился в ноябре 2019 года. Однако, как показывает практика, подобные административные потуги помогают мало и представляют лишь попытки устранения последствий несовершенства действующей структуры рынка. Это говорит об отсутствии у профильного ведомства внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на топливо.

Вместо этого чиновниками называется множество причин того, почему не решаются проблемы топливного рынка страны. Безусловно, кроме «субъективных» есть и «объективные» причины роста цен на топливо. Среди них – модернизация заводов, повышение курсовой разницы, закредитованность предприятий, изменение конъюнктуры цен на нефть, подорожание логистики и прочие влияющие на ценообразование факторы. Не стоит забывать и о том, что мы движемся к созданию Единого энергетического рынка в рамках ЕАЭС. По плану он должен заработать 1 января 2025 года. К этому времени цены на топливо у всех его участников должны гармонизироваться с российскими.

Для Казахстана это означает повышение стоимости, поскольку в республике действуют самые низкие цены среди стран ЕАЭС. Все это так. Однако не следует забывать главного – необходимости безотлагательной выработки эффективных механизмов регулирования цен на нефтепродукты. Для этого нужна полная реформа ориентированной преимущественно на экспорт сырья экономической модели развития страны, но с этим – большие сложности. Поэтому пока интересы монополистов и посредников на энергетическом рынке страны будут ставиться выше интересов конечных потребителей, ожидать, что цены на бензин поползут вниз, не стоит.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

14.08.2021 10:00

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Мамытбай Мааткабылович Салымбеков

Салымбеков Мамытбай Мааткабылович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

14

человек претендует на 1 вакантное рабочее место в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30