Пандемия и экономический кризис не смогли разрушить экономические связи в Евразийском союзе. Более того, карантинные ограничения дали толчок для развития цифровых технологий, значительно упростивших доступ к услугам и оформлению документов. Такой вывод следует из очередного заседания Евразийского межправительственного совета, который премьер-министры стран ЕАЭС 19-20 августа провели на берегах озера Иссык-Куль. Поскольку саммит проходил в очном формате, это наглядно демонстрировало успехи в борьбе с коронавирусом.
В заседании Межправсовета участвовали премьер-министры: Армении – Никол Пашинян, Белоруссии – Роман Головченко, Казахстана – Аскар Мамин, Киргизии – Улукбек Марипов, России – Михаил Мишустин. Также в мероприятии участвовали главы правительств стран, имеющих статус наблюдателей: Кубы – Мануэль Марреро Крус (в формате видеообращения), Узбекистана – Абдулла Арипов, а также председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
Саммит прошел накануне тридцатилетия развала СССР, когда разрушилось множество экономических связей. Спустя десятилетия пришло убеждение, что кооперация и отсутствие таможенных барьеров приносят большие выгоды для всех участников ЕАЭС. Общими усилиями удалось эффективно преодолевать кризис, который в прошлом году обрушила на нас пандемия. Принципиальное значение имеет совместная борьба с вирусом. Российская вакцина «Спутник V» производится не только на территории России, но и в Казахстане и Белоруссии, что позволило этим странам проводить планомерную вакцинацию без длинных очередей.
Сокращение барьеров в обоюдосторонней торговле – еще одна важная тема переговоров. По словам председателя коллегии ЕЭК М. Мясниковича, на сегодняшний день еще есть препятствия, которые негативно сказываются на продвижении товаров. Поэтому Межправсоветом был утвержден перечень изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС, подлежащих устранению в 2021–2022 годах. В течение двух лет планируется фактически устранить одну треть этих препятствий.
Также была утверждена дорожная карта по реализации транспортной политики на 2021–2023 годы. Документ включает более 50 позиций, расставляет приоритеты отраслевого развития интеграции и направлен на сближение законодательного регулирования в странах ЕАЭС. Здесь также содержатся планы по развитию смешанных и контейнерных перевозок, обмену предварительной информацией о товарах и транспорте.
С участниками заседания встретился на правах хозяина президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Во время выступления он отметил, что за период функционирования Союза были достигнуты цели, направленные на создание общих рынков и углубление евразийской интеграции. К таким достижениям можно отнести подписание соглашения о пенсионном обеспечении, запуск проектов «Работа без границ» и «Путешествую без COVID», а также принятие документа «Основные направления промышленной политики ЕАЭС до 2025 года», благодаря которому обновлены и скорректированы ключевые приоритеты промышленного сотрудничества с учетом изменившихся тенденций и стандартов в мировом промышленном производстве.
«Углубить интеграцию поможет и создание единого цифрового пространства «пятёрки», – поддержал начатый разговор М. Мишустин. – Мы должны формировать условия для ускоренного перехода наших экономик в «цифру». Внедрять передовые технологии и практики».
В подтверждение своей мысли он сослался на запущенный с начала июля первый совместный проект «Унифицированная система поиска “Работа без границ”». Используя сервис, можно найти подходящую вакансию или подобрать персонал на территории всего Союза. Это пример того, как современные решения открывают новые возможности для развития целой отрасли. В данном случае – общего рынка труда как основной ценности Союза.
«Новейшие технологии, – отметил глава российского правительства, – становятся незаменимыми и в борьбе с чёрным и серым оборотом товаров. Реализация соглашений по прослеживаемости и маркировке помогает повысить прозрачность перемещения товаров внутри ЕАЭС. Необходимо скорее завершить работу над проектом соглашения о применении электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок, чтобы сформировать единую, бесшовную систему транзита товаров».
«Цифра», подчеркнул М. Мишустин, должна войти и в другие области экономики. Для этого планируется сформировать рабочую группу по вопросам цифровой трансформации в союзе.
Премьер-министр Казахстана А. Мамин заявил, что экономика ЕАЭС продолжает восстанавливаться после пандемии. «Объем взаимного товарооборота Союза увеличился на 32 процента по сравнению с прошлым годом и достиг 33 млрд долларов. Товарооборот с третьими странами увеличился на 25% и достиг более 370 млрд долларов», – сообщил он.
В свою очередь, премьер-министр Узбекистана А. Арипов подчеркнул, что Евразийский экономический союз является одним из приоритетов Ташкента в экономическом сотрудничестве. «Торговля Узбекистана со странами ЕАЭС за первые 6 месяцев 2021 года увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 5,6 млрд долларов. Ташкент продолжит курс на сближение и расширение сотрудничества со странами Евразийского союза», – заверил глава правительства РУз.
Всего по итогам саммита главы правительств стран ЕАЭС подписали 16 документов о сотрудничестве. Их реализация позволит устранить оставшиеся барьеры, возникающие при вывозе товаров. Также утверждена дорожная карта по формированию общего рынка органической сельхозпродукции. Эта мера должна хотя бы частично повлиять на сдерживание цен в будущем. Как известно, в период пандемии произошел резкий скачок цен на продукты в странах ЕАЭС, который кое-где продолжается до сих пор.
Период цифровизации
Политолог из Кыргызстана, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» рассказал об особенностях прошедшего саммита Евразийского межправительственного совета.
– Очередной саммит Межправсовета, на который в Кыргызстан лично приехали высокопоставленные политики, продемонстрировал, что членам ЕАЭС удалось преодолеть коронавирус. Несмотря на то, что в мире идет третья волна эпидемии, прошедшее в режиме реального времени заседание говорит о многом. Те меры, которые предпринимались в Евразийском союзе по снижению последствий пандемии, были верными. Это один из главных выводов, который можно сделать, хотя пандемия от нас пока никуда не ушла.
Безусловно, тема пандемии была одной из ключевых, она прямо вызывала вопросы, как выстраивать экономические связи в такой сложный период. Ведь несмотря на успехи в борьбе с кризисом, для всех стран ЕАЭС проблемы в национальной экономике, возникшие в 2020 году, отчасти еще остались.
Поэтому, мне кажется, неслучайно тема цифровизации стала одной из ключевых. Ведь из-за эпидемии процессы по оформлению различной документации и в целом деятельность госорганов переходили именно в цифровой формат.
Премьер-министры в своих выступлениях обращали внимание на вопросы цифровизации, в частности выстраивания сотрудничества и осуществления товарооборота с применением цифровых технологий. Об этом говорил Михаил Мишустин (напомним, ранее он сделал российскую Налоговую службу одной из лучших в мире), а также премьеры Казахстана и Кыргызстана.
В свою очередь, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко обратил внимание на необходимость наращивания взаимодействия национальных экономик. Его заявление, что при госзакупках необходимо использовать экономический потенциал всех стран ЕАЭС, было очень важным.
Сейчас официальный Минск находится под санкциями Запада. Сильное санкционное давление уже пережила и переживает Россия. Для противодействия экономическому давлению Запада нашим странам необходимо искать надежных поставщиков жизненно важной продукции, которые не прекратят поставки по свистку из Вашингтона. И это позволит открыть новые страницы торгово-экономического взаимодействия, перейти на качественно новый уровень.
Возвращаясь к цифровому формату, можно сказать, что запущенные проекты тоже себя зарекомендовали с лучшей стороны. В первую очередь это мобильное приложение «Путешествую без COVID». Его запуск позволил открыть воздушное пространство для передвижения рабочей силы в странах ЕАЭС. К этой программе сейчас добавляется Узбекистан и Таджикистан, хотя они не входят в ЕАЭС. Также возможность подключения к этой программе рассматривают и другие страны, заинтересованные в беспрепятственном передвижении своих граждан внутри Евразийского союза. Успешность этого проекта наглядно видно на примере Кыргызстана, который в этом году вновь смог отправлять своих граждан на заработки в Россию.
Можно отметить успешный запуск еще одного проекта в цифровом формате – «Работа без границ», который позволяет найти работу, используя современные технологии. Мне кажется, что эти два проекта наглядно показали, как ЕАЭС может оперативно реагировать на вызовы, которые появились в том числе из-за пандемии.
Безусловно, остаются проблемы, об этом говорил премьер-министр Кыргызстана Марипов. Остаются некоторые преграды для передвижения товаров, которые, к сожалению, за пять лет никак не могут убрать.
Но мне кажется, что у участников есть понимание того, что рынок ЕАЭС выгоден для стран-участниц. Ответ на извечный вопрос, с кем выгодно торговать, дали в том числе гости саммита. Участие премьер-министра Узбекистана еще раз напомнило, что Ташкент является крупным торговым партнером России, Казахстана и Кыргызстана. Куба также заинтересована в развитии сотрудничества, особенно в сфере туризма.
Заседание Межправсовета ЕАЭС еще раз показало, что у ЕАЭС есть серьезные перспективы в расширении торгово-экономических горизонтов организации. Сотрудничество необходимо также наполнять другими проектами, в том числе культурно-гуманитарными и образовательными.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования