От смены министров система не поменяется. Надо, чтобы чиновники отвечали за свои действия.
Начало осени 2021 года ознаменовалось рядом кадровых назначений и перестановок. Распоряжением главы государства был назначен министр обороны РК. Им стал Мурат Бектанов.
Министром сельского хозяйства РК назначили Ербола Карашукеева
На должность вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК был назначен Малик Олжабеков. Кроме того, министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев был назначен председателем Межгосударственного экологического совета государств — участников СНГ. Назначения также произошли на уровне акиматов в некоторых регионах страны.
Где тонко, там и… меняют
По мнению политолога Максима Казначева, последние назначения были во многом форс-мажорными.
— Необходимо напомнить, что министр сельского хозяйства на самом деле исполнял обязанности уже пару месяцев, после отставки предыдущего министра сельского хозяйства Сапархана Омарова.
Что касается смены министра обороны, очевидно, что это было связано со взрывами в Жамбылской области. Поэтому на позицию просто пришел первый заместитель прежнего министра
В целом те назначения, которые произошли — это либо фактическое утверждение ранее назначенного министра, как в случае с министром сельского хозяйства, либо просто замена на первого заместителя, как в ситуации с министром обороны.
Что касается министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, здесь власти попытались усилить работу в том плане, что цифровизация все-таки запаздывает. Тем более, что начался новый учебный год, и велика вероятность, что все снова перейдут на дистанционный режим обучения. Соответственно будет повышенное внимание к работе именно Министерства цифрового развития и Министерства образования.
Поэтому я не думаю, что от этих назначений стоит ждать каких-то прорывов. Те люди, которые пришли на первые позиции в министерствах, ранее уже находились на позициях первых вице-министров и, в принципе, с работой ведомств знакомы. Что-то оригинальное и прорывное для своих министерств они не принесут, — убежден политолог.
Почему проблему не решить?
Казначеев считает, что особого значения не стоит предавать и остальным, менее крупным, назначениям. Все они происходят в рамках текущей ротации кадров. Поэтому не нужно надеяться на кардинальные улучшения в работе госорганов. Это не те чиновники и не те позиции, которые будут иметь значение.
С ним солидарен и политолог Казбек Бейсебаев. Он считает, что сменой чиновников ничего не решить. Всему виной системные проблемы. Главная из которых заключается в том, что правительство не подотчетно
— Наше правительство не отчитывается ни перед депутатами, ни перед народом. Над ним нет никакого контроля. Яркий пример тому, когда после взрывов в Арыси через два года ничего не поменялось, и вновь прогремели взрывы в Таразе.
Министр Нурлан Ермекбаев должен был осуществить утилизацию оставшихся боевых снарядов, но не сделал, хотя у военных приказы не обсуждаются и должны быть исполнены
Или же в сельском хозяйстве: летом случился падеж скота, а ответственность чиновники начали перекладывать друг на друга. В итоге скот продолжал погибать, сохранялась нехватка сена. Если заглянуть в прошлое, вспоминается обещание бывшего министра Асылжана Мамытбекова, что Казахстан будет экспортировать 60 тыс. тонн мяса.
Этого не произошло, а сейчас мы и вовсе импортируем мясные продукты из Москвы.
Менять систему
— Нам в стране надо поменять систему управления. Чтобы правительство, министры и их замы отвечали за свои действия и обещания. А для этого должна быть выборность. Ее у нас нет — тридцать лет руководит одна партия. А в демократических странах, если министр не выполняет свои обещания, его меняют на выборах. У нас же правительство после выборов в январе осталось в полном составе, — делится наблюдениями политолог.
Чтобы что-то поменять, нужны политические реформы. Но власть на них не идет.
— Основная политическая реформа в том, что мы якобы избираем сельских акимов. Но перед ними тут же поставили барьер в виде обязательного стажа на государственной службе
А если стать акимом захочет просто сельский человек? Он разве не знает, как поднять сельское хозяйство?! Так что политическая реформа в данном случае только видимость, — заключает Бейсебаев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus