Возвращение талибов к власти в Афганистане будет иметь значительные последствия для региона и международной политики в целом. Для Исламской Республики Иран фиаско Вашингтона в Афганистане – это не просто победа талибов; оно было воспринято как подтверждение того, что политика США в исламском мире обречена на провал.
В своих сообщениях Тегеран пытался укрепить идею своих партнеров и союзников о том, что он является единственным надежным игроком на Ближнем Востоке, в противовес якобы ненадежному Вашингтону, которому не хватает стратегической решимости.
Однако эти непосредственные геополитические и идеологические выгоды могут быть омрачены потенциальными проблемами, которые Афганистан под управлением талибов может создать для безопасности и региональных интересов Ирана в долгосрочной перспективе.
В последнее время Тегеран публично пересматривает свои отношения с Талибаном, бывшим заклятым врагом. В 1998 году Иран и Афганистан едва не вступили в войну после того, как талибы убили нескольких иранских дипломатов. Но после 11 сентября и восстания талибов против оккупации Афганистана НАТО/США ирано-афганская напряженность отошла на второй план, поскольку Тегеран приветствовал головную боль, которую талибы создали для американского военного присутствия в стране.
Однако только в 2015 году отношения между иранским руководством и талибами начали привлекать внимание международной общественности. С этого момента Иран постепенно сделал свои контакты с талибами публичными, оправдывая это попыткой примирить соперничающие интересы в соседней стране.
Генерал Мохаммад-Реза Накди, заместитель командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) по вопросам координации, предупредил, что:
«Американские базы на Ближнем Востоке вскоре постигнет та же участь»
и призвал все региональные страны и группы «отделить свой путь от Америки».
Радиовещание Исламской Республики Иран (IRIB) заявило из своих офисов в Ливане и Сирии – двух стран, которые Тегеран причисляет к своей региональной «оси сопротивления», – что народ, эксперты и политики там единодушно считают, что вывод войск США из Афганистана показал, что Вашингтон приносит в регион отсутствие безопасности и что сопротивление является единственным эффективным ответом.
В докладе IRIB лидеры ливанской «Хезболлы» и йеменского движения «Хути» повторили официальную иранскую линию, подчеркнув, что те внутренние силы в их странах, которые возлагают надежды на Вашингтон, в конечном итоге столкнутся с той же участью, что и их афганские коллеги.
Также в докладе подчеркивается, что историческое поражение США является предвестником конца американского присутствия и влияния в Западной Азии.
Вероятные выгоды
Победа талибов над США, также может стать подспорьем в руках Тегерана, для подрыва авторитета Вашингтона. Иран был одной из немногих стран, чье посольство все еще остается открытым в Кабуле.
Реформистская газета «Шарг» опубликовала интервью, в котором подчеркиваются возможности для Китая, России и Ирана в Афганистане, где правит Талибан. Китай приветствовал возрождение Талибана, а Иран видит в этом неожиданную возможность укрепить свои отношения с Пекином, вдохнув жизнь в 25-летнее стратегическое соглашение, которое недавно подписали две стороны.
В первом, после вступления в должность разговоре Раиси с президентом Китая Си Цзиньпином он заявил, что Иран готов сотрудничать с Китаем в установлении безопасности, стабильности и мира в Афганистане. В настоящее время для Ирана отношения с Китаем и Россией важнее ядерных переговоров.
Запад и особенно США шокированы неудачей в Афганистане и это лучшая возможность для всех трех сторон (Ирана, России и Китая) воспользоваться ею. Исламская Республика сильно пострадала от односторонних санкций США за последние три года, поэтому Тегеран ищет любую возможность обойти давление США. В этом случае Афганистан может стать для Ирана потенциальной страной для экспорта своих товаров.
Аладдин Мир-Мохаммад-Садеги, вице-президент объединенной ирано-афганской торговой палаты, выразил надежду, что если обещания талибских чиновников будут выполнены, объем двусторонней торговли может достичь $3 млрд.
Преимущества и проблемы
Внезапное решение администрации Байдена ускорить вывод американских войск из Афганистана принесло Исламской Республике целый мешок вероятных и неопределенных выгод, а также ряд потенциальных проблем.
Прежде всего, Тегеран, прочитав, что США одержали победу над группой ополченцев, убедил себя в том, что его политика поддержки исламистских ополчений и движений является лучшим способом сдержать и победить Вашингтон на Ближнем Востоке. Пока неясно, насколько усилия Ирана по превращению «Талибана» внутри страны в реформированную группу превратятся из нарратива в реальность, так же как пока рано предсказывать, как поведет себя Афганистан, управляемый талибами.
В целом, иранское руководство надеется извлечь выгоду из захвата власти талибами в геополитическом и экономическом плане. Новый геополитический ландшафт, надеется Иран, даст ему возможность улучшить отношения с Китаем и Россией, представив себя в качестве незаменимой державы Ближнего Востока.
Иранские официальные лица подчеркивают свою внешнеполитическую ориентацию «Взгляд на Восток», и вывод США из Афганистана может стать неожиданным подарком в этом отношении, обеспечив более успешную привязку, подкрепленную полноправным членством Ирана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Тем не менее, существует множество неопределенностей относительно того, как талибы будут управлять страной, и это не позволит иранским чиновникам полностью полагаться на идеологические и геополитические достижения, которых они, похоже, добились в Афганистане, по крайней мере, на данный момент.
Правила комментирования
comments powered by Disqus