Отечественные СМИ переполнены сообщениями о вакханалии цен на мясо. Вот только несколько выжимок из информационного потока: «В августе цена говядины с костями в магазинах и на базарах в среднем варьировалась в пределах 2,2 тысячи тенге за килограмм. Конина стоила 2,5 тысячи за килограмм, баранина — 2,4 тысячи тенге». «По данным Energyprom, за восемь месяцев этого года конина подорожала более чем на 9%». «По данным аналитиков, после роста цен на мясо его потребление уменьшилось сразу на 10%». «Предприниматели говорят, что говядина, баранина и конина к зиме, возможно, подорожают еще на 10%».
Не исключено, что к Новому году ситуация на мясном рынке станет совсем печальной. Все идет к тому, что наш праздничный дастархан, основу которого всегда составляли мясные блюда, в этом году будет намного скуднее, чем в предыдущие.
Я не специалист по проблемам аграрного сектора, но в силу того, что рожден казахом, к тому же вырос и сформировался в сельской местности, все же кое-что смыслю в предмете обсуждения. Однако сразу хочу оговориться, что все мои рассуждения по поводу складывающейся ситуации будут носить характер культурологических зарисовок. При этом я буду опираться не только на свои собственные субъективные ощущения и наблюдения, но и на мнения и оценки своих родственников, друзей, коллег, соседей и просто случайных собеседников, а также известных отечественных экспертов, например, Расула Рысмамбетова.
Итак, что значит мясо для казахов и моих сограждан других национальностей? Как может отразиться наблюдаемая на мясном рынке ценовая лихорадка на их умонастроениях?
Тезис первый. Мясо, пожалуй, любят все, и мы, казахи, в этом смысле не исключение. Но для казахов мясо не просто обязательный элемент национальной кухни, а нечто гораздо большее. Не будет преувеличением сказать, что оно и то, как его готовят и подают на стол (дастархан), – одна из базовых составляющих процесса самоидентификации. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как казахи подают мясо тому или иному гостю.
Не стану углубляться в детали, поскольку это займет слишком много времени, тем более что любой интересующийся может найти соответствующую информацию в Казнете. Скажу только, что каждой категории родственников или гостей подается положенная только ей часть туши животного (как правило, лошади или барана). С культурологической точки зрения, это целая кулинарная наука со строго расписанными правилами и регламентом, малейшее отступление от которых приравнивается чуть ли не к святотатству.
Тезис второй. Если я скажу, что казахи относятся к мясу не просто как к продукту питания, а как к чему-то почти сакральному, то тоже не погрешу против истины. Причины этого кроются в особенностях природно-климатической зоны, в которой тысячелетиями проживали наши предки. Резко континентальный климат с большими перепадами температур не мог не сказаться на специфических особенностях национальной кухни, в которой во все времена преобладало именно мясо. Только оно и сопровождающие его ингредиенты могли гарантировать выживание.
Тезис третий. Величайшая национальная трагедия ХХ века Ашаршылык, когда была подорвана цивилизационная основа существования казахского социума – кочевое скотоводство, имела многочисленные последствия, в том числе и смену гастрономических приоритетов нации. Уверен, что этот аспект нашей культурологической истории еще предстоит переосмыслить будущим поколениям исследователей. Ведь казахов не просто сделали оседлым народом, но и в значительной мере подорвали его идентификационный код, одним из элементов которого является образ питания и его содержательная часть.
Президент Казахской академии питания академик Т.Шарманов в одном из своих интервью как-то высказал любопытную мысль. По его словам, каждый этнос за свою многовековую историю вырабатывает особый, только ему присущий, генетический код питания. Отталкиваясь от этого, можно вполне логично обосновать однозначное тяготение основной массы современных казахов именно к мясному рациону. То есть это явление имеет глубокие исторические корни, в основе которых лежит психосоматическая природа. Говоря образно, казах не то чтобы не может прожить без обильного мясного рациона – без этого он уже как будто бы и не совсем казах. Этот код срабатывает на уровне подсознания.
Тезис четвертый. Разве можно представить любое современное казахское мероприятие массового характера (свадебный той, торжество по случаю рождения детей, внуков, празднование разного рода юбилейных дат, тризну и даже обычное дружеское застолье) без обильного мясного угощения? Да ни в коем случае. Их проведение без подобающего гастрономического (читай, обильно-мясного) сопровождения гарантирует почти стопроцентную десоциализацию любого члена казахского социума.
Тезис пятый. Исходя из вышеизложенного, можно сделать определенный допуск, что столь неожиданное и резкое повышение цен на мясо (особенно на конину) может расцениваться как угроза окончательного подрыва еще сохраняющихся устоев традиционного казахского миропонимания. Перманентный рост цен на недвижимость, автомобили и бензин, коммунальные и сервисные услуги, обучение в вузах, авиа- и железнодорожные билеты и на многое другое массовым казахским сознанием тоже воспринимается, мягко говоря, без энтузиазма.
Мои соплеменники скрипят зубами, костерят на чем свет стоит власть, но терпят, поскольку уже привыкли к этому как к неизбежному злу. Но резкий скачок цен на базовую ценность казахского самосознания, коим всегда было, есть и остается мясо, – это для рядового казаха уже почти за пределами рационального. И это никакая не гипербола. Это сумрачный образ, за которым маячит нечто непредсказуемое, или, как говорят казахи, «ақыр заман» - конец света. Потому что казах, неспособный накрыть для самого себя привычный дастархан. – еще полбеды. А вот если он не сможет сделать то же самое в рамках привычного социумного общежития, то это уже равносильно крушению его внутриэтнического статуса.
Тезис шестой. Нарисованная выше картинка может быть в немалой степени спроецирована и на представителей многих других этнических групп, составляющих многонациональное население Казахстана. По одной простой причине: за долгие годы соседства национальная кухня казахов со всеми ее мясными компонентами стала органичной частью их быта. Пройдитесь по мясным рядам любого рынка Алматы, Нур-Султана или другого города страны и вы увидите, что покупателями той же конины в равной степени выступают и казахи, и славяне, и кавказцы, и представители других этносов. А как не вспомнить наших родных казахстанских немцев, которые, вернувшись на свою историческую родину, по-прежнему сохраняют стойкую преданность изыскам казахской национальной кухни в виде казы, карта, жая, чужука и прочих деликатесов из конины.
Тезис седьмой. Если рассуждать без иронии, то власть предержащим стоит осознать одну довольно простую вещь: нынешний смутный этап ценового беспредела (и особенно это касается цен на мясо) может стать реальной угрозой для основ национальной государственности. Причем и в прямом, и в переносном смысле понятия «национальной». Мерилом и залогом жизненной стабильности для русского массового сознания является категория «хлеб». В нашем же обществе категория «ет» уже давно вышла за рамки собственно национального. Если угодно, она уже стала категорией, объединяющей и консолидирующей не только казахов, а значит, имеет для будущего нашего государства и общества значение не просто как продуктовая субстанция, а как нечто гораздо большее.
Поэтому с ценовой свистопляской надо что-то делать. И чем быстрее, тем лучше. Ведь Новый год не за горами. А что у нас случается в аккурат перед ним? Правильно, очередной скачок цен. Вынесет ли казахский Боливар эту двойную нагрузку? Вопрос далеко не риторический...
Спросите любого простого гражданина: что его тревожит сегодня больше всего? Поверьте, не только и не столько ковид, будь он трижды неладен. И даже не рост цен на многие другие товары, хотя в этом тоже мало приятного. Страны мира классифицируются по национальному признаку, конфессиональной принадлежности, но есть еще и характеристики, отражающие кулинарные пристрастия населения.
Можно ли представить Италию без прошутто и пасты? Или Францию без ее знаменитых вин, багетов и сыров? То же самое относится и к Казахстану с его знаменитой мясной кухней из конины. Поэтому утерю столь важной идентификационной категории допустить никак нельзя. Это будет равносильно добровольному отказу от своей этнической самобытности. Уверен, в такой постановке вопроса нет никакого преувеличения.
Если перефразировать классика, то мясной вопрос может испортить очень многое в нашей и без того не совсем радостной действительности...
Правила комментирования
comments powered by Disqus