24 октября, в Узбекистане прошли президентские выборы. Сегодня к вечеру ЦИК объявит имя победившего кандидата и сколько процентов набрали его оппоненты. В чем отличительные особенности нынешних выборов в сравнении с предыдущими? Чем продиктована активность населения, особенно молодежи во время голосования? Своим мнение об этом с Plov.Press поделился политолог, старший преподаватель Университета мировой экономики и дипломатии Рустам Махмудов.
Формируется собственная традиция публичной политики
Если говорить о технической стороне подготовки к выборам, то они прошли образцово, что подтверждают оценки приглашенных иностранных наблюдателей. Что же касается отличий нынешних выборов от выборов 2016 года, то, на мой взгляд, их несколько.
Первое отличие — совершенно новое психологическое восприятие выборов. Выборы 2016 года были своеобразным открытием нашей страны для мирового сообщества. Тогда Узбекистан не просто заявил о готовности сотрудничать с авторитетными международными институтами и организациями по вопросу наблюдения за выборами и соблюдения ключевых процедур, но и эту готовность реализовал на практике. Так, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) впервые направило в Узбекистан полноценную миссию наблюдателей. На выборах 2021 года сотрудничество с тем же БДИПЧ, чьи представители прибыли в составе объединенной международной миссии вместе с наблюдателями от Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Европарламента, уже воспринималось как устоявшая процедура его практического взаимодействия с Узбекистаном.
Второе отличие касалось более высокой активности предвыборных кампаний кандидатов в президенты. Кандидаты тесно общались с избирателями в столице и регионах, озвучивали свои идеи по различным вопросам внутренней и внешней политики, экономики, национальным ценностям, экологическим проблемам и т.д. Причем зачастую эти идеи и предложения были более глубоко проработаны партиями по сравнению с прошлыми выборами.
Можно отметить работу предвыборных штабов, которые оперативно собирали и анализировали настроения электората, оценки и высказывания пользователей социальных сетей. Это было видно по тому, как в целом ряде случаев, когда после прозвучавшей критики какого-нибудь из моментов в выступлении кандидатов в президенты в социальных сетях, быстро следовали изменения и корректировались слабые места в тактических схемах. Это новое слово в узбекской электоральной политике.
И наконец, третье отличие заключалось в запуске практики открытых политических дебатов. Пока они прошли между представителями кандидатов в президенты, но если рассматривать все с точки зрения закладывания фундамента публичной политики в Узбекистане, то их значение очень велико. Завоевание сердец и умов избирателей немыслимо без выхода политика в публичную сферу, где действуют практики состязательности оппонентов. Это и есть демократия. Я рад и очень надеюсь, что мы находимся на историческом этапе формирования собственной традиции публичной политики и готовы взять лучшее из того, что было достигнуто в этой сфере в мире.
Люди хотят сохранить свободы и достижения, полученные в период после 2016 года
Высокую активность на нынешних президентских выборах, я связываю с постепенным изменением самой природы политической культуры в Узбекистане, важной частью которой, выступает изменение характера общественного договора.
Если в прошлые десятилетия социальный консенсус строился вокруг вопроса обеспечения национальной и региональной безопасности, то в настоящее время он строится вокруг возможностей личного и общественного роста, повышения авторитета государства на мировой арене. Конечно, безопасность остается важнейшим вопросом, но она играет вспомогательную роль как один из инструментов обеспечения создания социальных благ.
В предыдущие четыре года были запущены механизмы создания гражданского общества в Узбекистане и поэтапному отходу от культуры патерналистских ожиданий, выраженной в том, что именно власть должна быть ответственна за все, в сторону более активной личной позиции. Можно сказать, что мы видим постепенное взросление общества. Суть этого взросления состоит в том, что мы сами как граждане должны творить реальность, а не пассивно ждать, когда кто-то что-то нам даст со стороны. Именно по этому пути шли многие нынешние лидеры мира, и в первую очередь, США и страны Западной Европы, представляющие собой образцы развитых демократий.
Конечно, было бы неверным говорить, что сегодня нет проблем на пути построения нового общества, но эти проблемы широко обсуждаются в комментариях к статьям и новостям на сайтах, в социальных сетях и телевидении. Характер обсуждения варьирует от профессиональных дебатов до просто эмоциональных реакций. Но как раз это во многом и является важным индикатором того, что ситуация в обществе изменилась. Граждане получили не только возможность свободно высказаться, но и быть услышанными.
Поэтому высокая активность избирателей на выборах, мне представляется неслучайной. Люди хотят сохранить те свободы и достижения, которые были получены в период после 2016 года, и продолжить поступательное развитие наблюдаемых позитивных трендов в нашей общественно-политической и экономической жизни.
Электоральная активность молодежи — закономерность
В Узбекистане молодое поколение до 30 лет составляет более 60% населения. Естественно, что без молодежи представить себе политические процессы в стране просто невозможно. Молодежь — это всегда самая активная и предприимчивая часть любого общества, готовая реализовать себя в разных областях жизни. Если в обществе фиксируется низкая активность молодежи, то это не вина самой молодежи, а неумение открыть социальные лифты и возможности для нее, найти стимулы для вовлечения молодого поколения в политико-экономическую и культурную жизнь.
В Узбекистане все последние годы создавались условия для активизации участия молодежи как в политике, так и экономике, в формирования гражданского общества. Важно то, что создавались условия не только в рамках традиционных институтов, но и закладывались новые площадки, где молодежь могла бы себя реализовать в русле новейших мировых трендов. В качестве примера можно привести создание IT-Park в Ташкенте, где талантливые юноши и девушки получают поддержку для своих идей в области цифровых технологий и развитии стартап-проектов.
Учитывая все это, высокая активность молодежи в нынешнем электоральном процессе представляется закономерной, поскольку она видит изменения и перспективы. Наша молодежь желает изменений, поддерживает их и собирается инвестировать свою энергию и способности в развитие Узбекистана. Подавляющее большинство хочет успешно состояться и сделать карьеру именно на Родине.
Настроения молодежи — это важнейший индикатор того, куда движется страна и все ли делается правильно, и поэтому нужно эти настроения внимательно отслеживать и анализировать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus