До выборов в главный законодательный орган Кыргызстана осталось чуть меньше трех недель. Они назначены на 28 ноября этого года и пройдут по смешанной системе. Центризбирком зарегистрировал 21 партию и более 300 одномандатных кандидатов. В общем депутатами станут лишь 90 человек: 54 от партий и 36 по мажоритарной системе. О том, чем отличаются эти выборы от предыдущих у каких партий больше шансы попасть в парламент своим мнение поделился политтехнолог Григорий Михайлов.
Из 21 партии, зарегистрированной для участия в выборах Михайлов выделяет 10, которые имеют шансы на прохождение в парламент Кыргызстана. Он разделяет их на 3 группы (внутри групп проранжированы по шансам, а не по алфавиту).
При составлении рейтинга учитывались наличие представителей родоклановых элит, объем финансовых ресурсов, поддержка со стороны чиновников, силовых структур, религиозных организаций, внешних сил.
Также в расчет принимались наличие медийных персонажей в составе партий, опыт участия в предыдущих выборах и действия штабов партий.
По его мнению, наибольшие шансы на прохождение в парламент у двух партий:
- «Ата Журт Кыргызстан»
- «Ынтымак».
Эксперт считает, что на стороне двух лидеров наличие в своих рядах большого числа представителей влиятельных родоклановых элит, поддержка со стороны ряда чиновников и силовых структур, финансовый ресурс.
Группа догоняющих:
- «Альянс»,
- «Ата Мекен»,
- «Ишеним»,
- Социал-Демократы,
- «Ыйман Нуру»,
«Активные, амбициозные партии, имеющие устойчивый электорат в регионах Кыргызстана. Оппозиционная ориентация ряда членов группы (Ата-Мекен, Социал-Демократы) позволяет продвигаться за счет критики руководства страны, харизматичный лидер и растущая роль ислама повышают шансы «Ыйман Нуру». Слабые позиции частично компенсируется поддержкой извне», — считает Михайлов.
Партии на грани прохождения:
- «Азаттык»,
- «Бутун Кыргызстан»,
- «Эл умуту»,
Данные политорганизации по мнению политтехнолога, балансируют на грани.
«Есть хорошие связи в регионах и желание победить, но либо не хватает поддержки, либо средств, либо не могут до конца определиться со стратегией борьбы. Шансы остальных партий на прохождение в парламент оцениваю как крайне низкие», — считает он.
В чем отличие этих выборов от предыдущих?
По сравнению с парламентскими выборами прошлого года есть отличия. Вот некоторые из них:
1. Новый созыв парламента, из кого бы он не состоял, не будет играть столь важную роль как раньше. Ценность депутатского кресла значительно снижена.
2. Учитывая успешный опыт смены власти в октябре 2020 года, оппозиционные партии готовятся к проведению массовых акций протеста. Отчасти приготовления носят демонстративный эффект — власти видят подготовку и с учетом этого корректируют свои действия.
3. Не видно массового использования административного ресурса. Как минимум пока.
4. Самое любопытное — выборы одномандатников. Ряд политиков на деле покажут реальна ли их поддержка со стороны населения или их популярность лишь видимость. Этот вариант выборов может вызвать наибольшие споры по итогам, особенно в регионах.
Нынешние выборы наглядно демонстрируют происходящую в Кыргызстане (и не только) смену поколений политических элит. Новые политики, рвущиеся к власти, выросли в суверенном Кыргызстане. Заметно выросла популярность националистических и исламских идей.
По мнению Григорьева, жизнь в составе СССР для новых кыргызских политиков – абстрактные рассказы из учебника (кстати, далеко не комплиментарные в отношении России).
Ни о каких «братских» отношениях речь не идет.
«Внешнюю политику будут определять люди амбициозные, считающие относительно равноценными партнерами одновременно США, Турцию, Великобританию, Китай, Саудовскую Аравию, Катар, Японию, России», — считает он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus