События в Казахстане стали, безусловно, центральными на постсоветском пространстве в начале этого года. Неожиданным оказался масштаб протестов, охвативших всю страну, быстрая радикализация протестующих и их легкий доступ к оружию, который сразу же вывел конфликт на уровень вооруженного противостояния и привел к первому в истории вмешательству военно-политического блока ОДКБ.
Баланс сил в регионе меняется
Последние события в Казахстане, вероятно, могут оказаться наиболее важными с точки зрения системы региональной безопасности Центральной Азии, которая отражает сложившийся в регионе баланс сил с участием как региональных, так и внерегиональных акторов.
В Центральной Азии отсутствуют международные межправительственные организации, включающие в себя только страны региона. Механизм Консультативных встреч лидеров стран ЦА является еще не институционализированной попыткой наладить подобное сотрудничество.
Среди международных организаций, формирующих архитектуру региональной безопасности, выделяются Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ).
Традиционно ключевым внешним фактором, откуда исходили угрозы региональной безопасности, выступал конфликт в Афганистане, с которым чаще всего идентифицировались проблемы терроризма, религиозного экстремизма и наркотрафика.
Однако, за последний год ситуация в сфере региональной безопасности резко изменилась. Вывод иностранных сил из Афганистана и приход к власти движения «Талибан» позволили фактически завершить вооруженное противостояние в стране.
Нынешняя повестка дня, связанная с Афганистаном, в качестве приоритетов рассматривает вопросы признания правительства талибов и налаживания сотрудничества, в том числе в сфере реализации транзитных проектов в области транспортных коммуникаций и энергоресурсов.
Кризис в Казахстане становится триггером нового изменения баланса сил, поскольку он непосредственно оказывает влияние на региональные процессы.
Даже если бы удалось обойтись без внешнего вмешательства, массовые протесты, перераставшие в вооруженное противостояние, оказали бы дестабилизирующее влияние на весь регион.
Они поставили бы под угрозу многие проекты регионального сотрудничества и снизили бы уровень взаимодействия Казахстана со своими соседями.
Снижение роли Казахстана как субъекта региональных процессов
До недавнего времени Казахстан выглядел стабильной и благополучной страной. Республика является крупнейшей экономикой региона и девятым по территории государством в мире.
ВВП на душу населения Казахстана в 2020 году составил свыше $9,1 тыс. в текущих ценах, что намного выше, чем, например, у Узбекистана. В новой Концепции внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы от 6 марта 2020 года отмечается, что страна претендует на роль лидера в регионе.
Однако ввод иностранных сил с целью стабилизации ситуации служит демонстрацией хрупкости выстраиваемого десятилетиями авторитета Казахстана как сильного государства с устойчивыми политическими институтами. Вероятно, потребуются долгие годы на то, чтобы в какой-то степени восстановить прежние позиции.
Неспособность Казахстана самостоятельно справиться с преимущественно внутренними угрозами указывает на снижение его роли в региональных процессах и претензии на роль регионального центра, что, со своей стороны, является плохим сигналом для всех стран региона.
Другие государства Центральной Азии, вероятно, должны будут также заново взглянуть на устойчивость внутриполитической ситуации и свою роль в региональных процессах. Кризис в Казахстане указывает на снижение роли центральноазиатских республик как субъектов региональных процессов.
Шанс для ОДКБ
Ввод в Казахстан сил ОДКБ стал беспрецедентным событием в истории Центральной Азии. Первая коллективная операция сил ОДКБ за ее почти тридцатилетнюю историю продемонстрировала способность быстро мобилизовать все страны организации для создания коллективных миротворческих сил.
Она стала показателем дееспособности военно-политического блока, в который входят три центральноазиатские республики, и одновременно показателем возможностей Российской Федерации.
Операция ОДКБ в Казахстане превратила эту организацию из аморфной и подвергаемой критике за свое бездействие в основную опору коллективной безопасности Центральной Азии, даже с учетом того, что вне организации находятся Узбекистан и Туркменистан.
То, что впервые удалось задействовать коллективные миротворческие силы, представляется принципиально важным. Россия является безусловным лидером Организации договора по коллективной безопасности и его основой, и это указывает на резко возросшие ее возможности и их успешную демонстрацию в Центральной Азии.
Москва смогла вовлечь все страны-участницы в миротворческую операцию в Казахстане, убедив А. Лукашенко, что военнослужащие Беларуси нужнее в центре Азии, а не на границах с ЕС и Украиной, а Н. Пашиняна в том, что армянские миротворцы нужнее в Алматы, а не на границе с Азербайджаном.
Укрепление влияния России в регионе
Россия продемонстрировала, что ее ультиматум НАТО с «красной линией» по границам постсоветского пространства является не просто отсылкой к общему историческому наследию, но свою особую роль она готова подтверждать военной силой.
На это косвенно указывают и высказывания А. Лукашенко в ходе онлайн-саммита ОДКБ о том, что Узбекистану следует извлечь уроки из событий в Казахстане.
Высказывание белорусского лидера напоминает «братский совет», однако то, что этот совет дан на саммите военно-политического блока, членом которого Узбекистан не является, что указывает на восприятие постсоветского пространства, а не пространства ОДКБ, как зоны ответственности за сохранение безопасности и стабильности.
Таким образом, кризис в Казахстане оказывает стратегическое и долгосрочное влияние на систему региональной безопасности Центральной Азии. Он продемонстрировал относительную слабость крупнейшей экономики центрально-азиатского региона, хрупкость ее государственности, неспособность самостоятельно справиться с внутренними угрозами безопасности.
Казахстан может послужить иллюстрацией снижения роли центрально-азиатских республик как субъектов в региональных процессах.
Для России и Организации договора по коллективной безопасности выпал уникальный шанс продемонстрировать свою силу и показать на деле, что организация способна эффективно выполнять свои функции в сфере обеспечения безопасности. ОДКБ заявляет о себе как главном инструменте поддержания безопасности и стабильности в Центральной Азии.
Присутствие сил ОДКБ в Казахстане символизирует изменения системы региональной безопасности, резкое усиление роли Российской Федерации и подтверждение ее амбиций на особую роль на постсоветском пространстве.
Авторы статьи: Якубов Ильдар Харрасович и Нуриддинов Умарбек
Правила комментирования
comments powered by Disqus