В связи со сложной ситуацией в Казахстане кыргызстанцы сочувствуют своим соседям – выходцы из КР недавно помогали казахстанцам в аэропортах России, собирали гумпомощь; официальная власть также тактична к своим визави из казахстанской столицы – контингент из Кыргызстана в рамках миротворческой миссии ОДКБ успешно защищал объекты в Казахстане. Однако отдельные представители политической элиты в КР всё-таки долго сомневались перед тем, как отправить «своих ребят» на помощь властям в #Казахстан. Эта ситуация породила множество пересуд в сети, к которым добавились различные трактовки по задержаниям #кыргызстан'цев в РК. Почему так происходит и как сетевая дискуссия накладывается на принятие решений на межгосударственном уровне? О контексте отношений Республики Казахстан и Кыргызской Республики – говорим со специалистом по странам Центральной Азии.
Пришедшие на волне протестов депутаты в Кыргызстане не хотели стабилизировать ситуацию у соседей?
– Кыргызстан стал последней из стран ОДКБ, принявшей решение по участию своего контингента в миротворческой миссии в Казахстане. Довольно долго с решением тянули именно в парламенте КР. В Бишкеке также прошли пикеты против отправки кыргызстанцев в помощь Казахстану. Почему так произошло?
– Есть несколько факторов, которые повлияли на задержку решения властей Кыргызстана по участию в операции ОДКБ. Первый – сложная внутренняя история политической жизни КР, которая сопровождалась несколькими сменами власти. Были революции 2005г. и 2010г., потом «ползучая» смена власти происходила в 2018 г., когда Жээнбеков и его окружение освобождались от опеки Атамбаева, и наконец революция 2020г.
Конечно, когда значительная часть элиты и тех депутатов, которые до сих заседают в парламенте страны, активно участвовали в революционных процессах, понятно почему они не хотели стабилизировать ситуацию у соседей. Многие среди политического актива Кыргызстана ставили себя на место не только действующей власти в Казахстане, но и их оппонентов.
Второй момент – часть кыргызстанских политических элит не до конца была уверена, как дело в Казахстане повернется в конечном счете. К тому же есть межклановые связи – между кыргызскими и казахскими кланами, которые они могли бы использовать, если ситуация пошла по другому сценарию.
Третий момент – рассказы про тюркское единство, под которые западает часть элит КР. Хотя ни в какой ОТГ (Организации тюркских государств) нет инструментов для урегулирования вопросов безопасности. Напротив, у ОДКБ и цели, и договорная база соответствуют запросу на стабилизацию ситуации. Пока все мирно – тюркская организация работает, а когда кризис, то выясняется, что все молчат и говорят только постфактум, или как бы рассказывают, что выступают «за все хорошее, против всего плохого».
Кроме того, многие в элите Кыргызстана пытаются сохранить отношения с западникими. Если западными структурами будет оказываться какое-то серьезное давление на Казахстан за подавление погромов, то в КР найдутся сочувствующие из фигур, выращенных западными грантами.
Есть еще один фактор, который наложился на принятие решения в КР, это опыт военного противостояния между Кыргызстаном и Таджикистаном летом 2021 года. Таким образом, часть элит как бы показала свою реакцию на то, что в ходе приграничного конфликта с Таджикистаном, Кыргызстан не получил от ОДКБ какой-то однозначной прокыргызской позиции. Притом, что понятно, что официально на это никто не намекал, и в финальном решении властей Кыргызстана желание отдельных людей из элиты не было отражено.
Не стоит забывать, что и формальная причина об отсутствии кворума на первом заседании Жогорку Кенеша (парламента) 6 января – тоже убедительна.
– Ситуация в Казахстане влияет уже как-то на экономику отношений с Кыргызстаном?
– Любая дестабилизация в Казахстане – это удар по кыргызским трудовым мигрантам, которых в РК немало. Проблема здесь не только в прохождении КПП, но и в возникающих к человеку с другим паспортом вопросах. В случае беспорядков к иностранцам везде и всегда повышенное внимание, так что поток мигрантов из Кыргызстана в Казахстан точно сократится.
Затрудняет ситуация в Казахстане и транзит на территорию КР – это все будет тормозиться какое-то время.
– Как Вы прокомментируете информацию об участии кыргызстанцев в беспорядках в Казахстане?
– Нельзя исключать участие граждан Кыргызстана в беспорядках в Казахстане, в том числе и проживающих на территории РК. Однако очевидно, что ни они, ни граждане другихсреднеазиатских стран не были движущей силой переворота.
Кыргызстан и Казахстан – соседи, потому часть кыргызского криминала периодически «отсиживается» в Казахстане или там проживает – как и наоборот.
Как мне кажется, более продуктивно отслеживать внешний фактор в протестах на примере участия прозападных организаций. Не утверждаю, что они участвовали в захвате акиматов, но точно внесли свою лепту в протестный процесс. Однако Казахстан с Западом ссорится не хочет, что легко объясняется зарубежными активами казахстанской элиты за рубежом и отношениями с западными странами в принципе. Не верю, что широко представленные в РК британские инвесторы ничего не знали о ситуации в стране. Так что я бы искал «внешний фактор» именно в этой стороне.
Что касается задержания известного кыргызстанского музыканта (Викрама Рузахунова, гражданина КР задержали и отпустили в Казахстане), то понятно, что скорее всего, это была ошибка со стороны казахстанских правоохранителей. Поспешные меры даже в кризисной ситуации могут быть опасны для обеих сторон межгосударственных отношений. Все-таки случай с Викрамом показал, что за делами своих граждан страны ЦА точно следят, а значит, такое не повторится.
Беседовала: Александра Перминова
Правила комментирования
comments powered by Disqus