Таджикистан попросил участников ОДКБ на прошедшем в Сочи саммите помочь ему в охране общей с Афганистаном границы. По итогам саммита было заявлено, что российские пограничники не будут направляться в регион. Несмотря на это, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что такая помощь от Москвы все же понадобится. Об этом он заявил в интервью нашей Компании
«Основной темой, действительно, будет усиление пограничного контроля по контуру ОДКБ. В первую очередь, на южных рубежах организации. Таджикистан как государство, имеющее самую протяженную границу с Афганистаном из стран-членов ОДКБ, является основным предметом рассмотрения. Когда в 2005-м году российские пограничники покинули таджико-афганскую границу, очень серьезные надежды были на то, что таджикские пограничники смогут самостоятельно сдерживать и наркотрафик, и экстремистов, которые находятся за речкой. Но тогда таджикские силы нами были несколько переоценены, с одной стороны. С другой стороны, и геополитическая ситуация с того времени поменялась.
Понятно, что в 2014-м году, когда западные контингенты либо полностью покинут Афганистан, либо сведут свое военное присутствие к минимуму, ситуация в Афганистане обострится. Я не думаю, что нынешнее руководство Афганистана способно самостоятельно, без поддержки западной коалиции сохранить даже тот уровень паритета с вооруженной оппозицией, с талибами, который существует сейчас. Я сильно сомневаюсь, что нынешние афганские силовые структуры способны самостоятельно отразить ожидающуюся реставрацию талибов. Уже сейчас афганская армия, и это признается на всех уровнях, ежегодно теряет порядка трети своего состава: 35%-40%. Это и дезертирство, и боевые потери, и потери по болезни, разрывы контрактов и так далее. То есть нет никаких оснований думать, что после 2014-го года афганцы будут сами в состоянии решить проблему и наркотрафика, в том числе.
Та нестабильность, которую все ожидают в Афганистане после 2014 года, будет сказываться на увеличении объемов поставок афганского героина через границы сопредельных государств, в том числе через таджико-афганскую границу как самую протяженную – 1700 километров – и самую «дырявую». И ясно, что в Сочи именно возможности технического, организационного, административного усиления пограничной территории Таджикистана с Афганистаном стали одной из основных тем.
Как это можно решить? Я думаю, что теоретически нельзя исключать возможности возвращения российских пограничников на таджико-афганскую границу. Естественно, если это не будет противоречить интересам официального Душанбе. Потому что Таджикистан – это суверенная страна. В конечном итоге вопросы о том, какие пограничники будут защищать ее рубежи, это в первую очередь вопрос официального Душанбе. Но если ситуация будет ухудшаться теми темпами, которые мы видим сейчас, когда практически каждый месяц и в Таджикистане, и в Киргизии задерживают экстремистов, готовящихся к проведению террористических актов, я думаю, что вариант появления российских пограничников не исключен.
- Какую роль помимо вклада России могли бы сыграть другие страны-участницы ОДКБ в стабилизации обстановки в Афганистане?
- По большому счету, западная коалиция не смогла добиться успеха в реформировании Афганистана именно потому, что основной упор делался на силовое подавление всех оппонентов. Попытки экономического реформирования Афганистана предпринимались, но были рефлекторными, носили очень судорожный характер. И деньги часто тратились, мягко говоря, нецелевым образом.
Поэтому ясно, что странам, которые непосредственно граничат с Афганистаном, в том числе и входящим в ОДКБ, необходимо будет сконцентрироваться на реализации не только комплекса мер, связанных с физической безопасностью, с укреплением пограничного режима, но и на выработке единой программы для стабилизации ситуации в экономике Афганистана и в социальной сфере. Здесь даже в большей мере, чем в вопросах, касающихся безопасности, ОДКБ и странам постсоветского пространства понадобится координация своих шагов с Китаем и с ШОС. Потому что Китай, как никто другой из соседей Афганистана, заинтересован в том, чтобы Афганистан превращался в более-менее стабильную страну, которая не представляла бы угроз для всех соседей и для китайского развития в том числе. Поэтому необходима выработка некой общей программы для всех соседей Афганистана: для Ирана, Пакистана, Индии, Китая, стран Центральной Азии и России. Поскольку, как выяснилось опытным путем, за последнее десятилетие попытки решить проблемы Афганистана, организуя конференции в Японии, в Бонне, на территории США, не дают серьезного результата. Проблемы Афганистана надо решать с соседями».
Правила комментирования
comments powered by Disqus